В Пскове 9 февраля на перекрестке Рижского проспекта с улицей Балтийской был сбит велосипедист. Автомобиль с Рижского поворачивал налево. Велосипедист по пешеходному переходу на зеленый свет ехал на велосипеде.
Фотографии предоставлены Госавтоинспекцией Пскова
По данным, предоставленным ГИБДД, ДТП оформлено как техническое, пострадавших нет. Ущерб имеется в виде разбитого лобового стекла. Позже стало известно, что велосипедист оштрафован за проезд по пешеходному переходу на велосипеде на 800 рублей. По информации от ГИБДД, водитель правила не нарушал.
В качестве диванного эксперта могу сказать, что если бы велосипедист поехал со скоростью пешехода или пешком пошел по переходу, ДТП не было бы. Но если бы водитель остановился перед переходом, пропуская уже идущих по нему пешеходов, ДТП тоже не было бы. Почему они друг друга не видели — вопрос вопросов. Впрочем, это вечный вопрос при таких ДТП: «Куда вы оба смотрели?» А еще можно уверенно сказать, что если бы велосипедист пострадал, то водителю пришлось бы возмещать вред как владельцу источника повышенной опасности (вне зависимости от наличия или отсутствия вины). А если бы вместо велосипедиста был бегущий человек, то для водителя всё могло быть еще хуже. Это всё «если бы да кабы». И они периодически происходят. Но не в этот раз.
Я тоже велосипедист. Велосипед уже 6,5 лет мой постоянный транспорт. И я часто удивляюсь, куда все торопятся. Водители рвут на зеленый и суетятся, перестраиваясь туда-сюда. Зачем? Чтобы встать на красный на следующем же светофоре? Велосипедисты несутся со скоростью урагана (и таких, к сожалению, действительно много, особенно летом), вообще не глядя, кто куда идет и едет. И по переходам, и без переходов, и прямо, и наискосок, и по тротуару, и вообще как попало. Пешеходы… Не все могут дождаться 20 секунд, когда загорится зеленый, и идут на красный. Только один более-менее понятный случай видела недавно. Как женщина бежала на красный на площади Ленина, чтобы успеть на автобус №118. Это было жутко, потому что на пл. Ленина автомобили несутся будь здоров. Но мотив можно было понять. Автобус №118 ходит редко. Либо сейчас рвануть на красный, либо час мерзнуть на остановке. По сторонам она все же смотрела внимательно. Но часто вижу такие нарушения на светофорах со стороны пешеходов, которые вообще бессмысленны.
А еще люди ездят по городу на средствах индивидуальной мобильности (СИМ). В основном на самокатах и летом. Их девиз: «Безумие и отвага!» Летом можно нередко видеть, как такие носятся по проезжей части со скоростью 20-30 км/ч. И по тротуарам тоже. Я на велосипеде максимум еду 20 км/ч, и то только за городом по шоссе. В городе не больше 10-12 км/ч. А они без какой-либо защиты несутся 20-30 км/ч рядом с железными коробками, которые едут 40-60 км/ч. Ужас.
Конечно, Правила дорожного движения — это закон! Но давайте не будем делать вид, что все всегда его соблюдают. По невнимательности, по забывчивости, чтобы побыстрее или вообще просто без смысла все участники движения его, случается, нарушают. Но ДТП происходят не при каждом нарушении, а при совокупности обстоятельств.
Давайте честно, велосипедисты старше 14 лет вообще не должны по тротуарам ездить. Либо велодорожка, либо велопешеходная, либо по краю проезжей части. Вело- и велопешеходные дорожки можно по пальцам в Пскове пересчитать (парки не считаются). Но ГИБДД каждый день ездит по улицам и наблюдает движение велосипедистов по тротуарам. И не штрафует. Почему? Да потому что так безопаснее на самом деле. Нельзя при сегодняшней интенсивности движения и имеющейся ширине улиц в городе всех велосипедистов выгонять на проезжую часть. Пешеходам, конечно, станет лучше. Зато велосипедисты погибать начнут пачками. А зимой вообще край дороги как таковой отсутствует. Там отвалы снега лежат (разве что не в этом году).
С пешеходами не лучше. Можно встать на любом перекрестке, где для пешеходов отдельная фаза зеленого света во всех направлениях, а машины в это время стоят. И штрафовать всех, кто идет по диагонали. Режим работы светофоров поменяли, а разметку нет. Диагональной разметки у нас в Пскове нет. По ПДД пешеходы должны буквой «Г» ходить. Ходят? Нет, конечно. Это же глупо, да и время работы «зеленого» часто не позволяет успеть. Еле-еле по диагонали успевают перейти.
Так же и велосипедисты с этим «спешиваться на переходах». Не спешивались, не спешиваются и не будут спешиваться. Потому что невозможно постоянно спешиваться. Потому что спешиться — это не просто приостановиться, отпустив педали. Никто не против постоять и подождать. Но это нужно полностью прекратить движение и слезть с сиденья. Потом нужно полностью заново стартовать. А если на заднем багажнике груз на 20 кг, то еще сложнее. Кто не пробовал, подскажу, что вести велосипед за руль, когда сзади тяжелый груз, гораздо сложнее, чем ехать на нем. А еще есть люди, которым тяжело ходить. Опять же, чтобы вы понимали, ездить на велосипеде легче, чем ходить. Им тоже физически тяжело туда-сюда скакать и вести велосипед рядом.
На Октябрьском проспекте от Октябрьской площади до ул. Вокзальной 9 пешеходных переходов через каждые 200 метров, из них 5 нерегулируемые. Минуту едешь, слезаешь, ведешь, залезаешь, стартуешь. Минуту едешь, и всё сначала. Если нерегулируемый переход пуст, то автомобиль может его проехать, даже не снижая скорости; пешеход может пройти без остановки; самокатчик может проехать, не слезая с самоката. А велосипедист не может сделать также. Он должен слезть с велосипеда. Ведь согласно ПДД, это нужно делать в любом случае, если движешься по переходам.
Неважно, есть ли там светофор, пешеходы на переходе и едут ли машины. Даже если вообще никого на 200 метров вокруг, будьте любезны спешиться!
Проведем аналогию для водителей, которые упрямо не понимают, почему спешиваться — это так трудно. Попробуйте перед каждым (!) переходом остановиться, заглушить мотор, покинуть транспортное средство. Потом опять сесть, завестись, проехать. Ой, через 200 метров опять переход. На нем нет никого, и светофора тоже нет. Но вы снова останавливаетесь, глушите мотор, выходите, снова садитесь, заводитесь, стартуете. Опять переход. Снова вся схема. И так раз 5–7–10 за маршрут. Когда я такое предлагаю, водители сразу от темы уходят, мол, раз в ПДД написано, значит, должны, и всё тут. Ну да. Но вы всё-таки попробуйте. Поймите, почему эта норма постоянно нарушается. Может, тогда будет проще понять тех, кто не спешивается, а продолжает ехать по переходу, но при этом сбавляет скорость до пешехода и смотрит по сторонам. Многие велосипедисты так и делают. Формально это нарушение. Но аварийной ситуации они не создают, риск ДТП не больше, чем у пешехода.
Кстати, по точной букве закона запрещено ехать именно по пешеходному переходу. При этом переход имеет границы, обозначенные «зеброй» или знаками «Пешеходный переход». И вот если поехать на велосипеде не по зебре и не между знаками, а в метре от них, это не будет нарушением запрета на проезд велосипедистов по переходу. А что с риском ДТП? А он останется высоким, если пилить на всех парах и не смотреть по сторонам. Или низким, если ехать медленно и смотреть по сторонам.
В сухом остатке получается, что нормой о запрете движения по переходам велосипедистов пытаются заставить не выскакивать внезапно на пути движения автомобилей и не мешать пешеходам. А по факту получается, во-первых, не работает. КПД этой нормы низкий. Во-вторых, дискриминация. Велосипедистов поставили в неудобное положение, когда им нет места на тротуарах, потому что там они мешают пешеходам, и на дорогах, потому что там они мешают машинам и сильно рискуют собой. А теперь чуть что, все вокруг возмущаются единственным, в чем могут их обвинить: опять не спешился! Гонять-то велосипедистам запретить не могут. Нет для них отдельных скоростных ограничений. Я в половине случаев спешивания на пешеходном переходе делаю это только для того, чтобы водитель мне вслед не шипел (карму не портил), а не ради безопасности.
Правила безопасности дорожного движения так называются потому, что должны обеспечивать безопасность. Но есть важный момент. Они обеспечивают безопасность в полной своей совокупности, а не отдельно взятыми нормами. А в полной совокупности в правилах есть велосипедные и велопешеходные дорожки и разметка, обозначающая пересечение велодорожки с проезжей частью (велопереезд). То есть правила предусматривают инфраструктуру для движения велосипедистов. При ее наличии эти запреты на пользование велосипедистами пешеходными путями приобретают более глубокий смысл — защиты пешеходов. Но в Пскове велосипедная инфраструктура отсутствует.
А ведь если будут нормальные двухсторонние велодорожки с велопереездами вдоль улиц, то ездить по тротуарам и пешеходным переходам никому не надо будет. Как не надо будет ездить и по краю проезжей части, где ездить на самом деле страшно. Только нужны именно транспортные велодорожки. Они нужны уже практически на каждой улице. Но их по-прежнему нет даже на главных улицах. Попытки выделить велополосы пока нельзя назвать успешными. По ним по-прежнему ходят люди, что заставляет велосипедистов в свою очередь выруливать на тротуар, и... теряется весь смысл велополосы. Кроме того, эти велополосы не дополнены велопереездами, и мы снова упираемся в необходимость спешиваться, что тоже отнимает долю смысла.
Скорее всего, дальше количество велосипедов и СИМ будет расти, потому что они позволяют быть быстрыми и маневренными. А именно этого требует сегодня время. Плюс бурно развиваются курьерские сервисы, использующие именно велосипеды и СИМ. Инфраструктура уже опаздывает на несколько лет. И пока она опаздывает, мы будем продолжать спорить в соцсетях, что более реально: чтобы велосипедист спешился или чтобы автомобилист пропустил всех, кто движется по переходу. И куда же они все-таки оба смотрели?!
А пора бы уже заканчивать переливать из пустого в порожнее и начинать обсуждать по существу, где и как обустроить очередную велосипедную дорожку с велопереездами.
Елена Демченкова