Стрит-арт давно стал атрибутом современных городов. Граффити и муралы на стенах домов и промышленных зданий никого не возмущают, а нередко восхищают жителей и туристов. Но до тех пор, пока уличное искусство не вторгается в общественные пространства исторических центров. Яркие изображения на фоне памятников архитектуры часто смотрятся вызывающе и не к месту. Поэтому и разгорелись споры по поводу муралов с изображением исторических личностей на опорах мостов в центре Пскова.
Чем не угодили псковичам свежие новинки стрит-арта, насколько уместно такое искусство на фоне объектов культурного наследия и что необходимо, чтобы настенная живопись действительно радовала глаз, а не вызывала вопросы, разбиралась Псковская Лента Новостей.
Картинки с псковскими князьями в прошлом году появились на опорах моста Александра Невского, но из-за отсутствия набережных в этой части города их мало кто заметил. Поэтому общественного резонанса они не вызывали, пока создавшие их художники не переместились в центр Пскова. Всего пара месяцев работы, и вот уже под Ольгинским мостом - княгиня Ольга, а под мостом 50-летия Октября - князь Довмонт, цветные и яркие. Изображения настолько бросаются в глаза, что отвлекают от действительно красивых панорам нашего древнего города.
Идея проекта Росмолодежи понятна - закрасить непотребства, время от времени появляющиеся на опорах мостов и не дать вандалам вновь портить городское имущество.
Вот только что-то пошло не так. И вместо похабщины или противозаконных надписей, которые неплохо «удаляются» серой краской, появились рисунки, с которыми теперь не понятно, что и делать. Вроде и большая работа проделана, и исполнители старались, но восторгов у жителей это не вызывает.
«Об этом гораздо лучше меня высказались многие псковские художники. Скажу лишь, что тут проблемы и с цветами, и с фигурами людей, в целом все выглядит очень дешево и непрезентабельно, - отметила псковский блогер, автор Telegram-канала о культурном наследии Пскова Pskov.details Елизавета Левадная. - При этом я видела другие, «незаказные» работы художника (Саши Афикса - прим.ред.) - и они замечательные. Про пиксельного Александра Невского на Запсковье я даже делала отдельный пост в своём блоге, очень люблю эту работу».
До начала работ ни художник, ни эскизы муралов общественности представлены не были. «Я не являюсь автором работ и не имею прямого отношения к согласованию, подбору темы, цвета. Специфика моей работы заключается именно в нанесении и придерживании сроков. Поэтому не могу дать вам компетентный комментарий», - пояснил ПЛН уличный художник из Петербурга Саша Афикс, который расписывал опоры мостов в рамках проекта.
Между тем, на своей странице Саша Афикс сообщил, что роспись выполнена по эскизам Ивана Коршунова. То есть, автор муралов - известный московский художник, который фигурирует в списке «Лучших современных художников России» (ARTEEX) и состоит в рейтинге 20 самых дорогих современных российских художников не старше 45 лет по версии Forbes.
Ну, хорошо. Пригласили «дорогого» художника украсить город. Но зачем же сразу начинать с исторического центра?
«Вообще-то это вмешательство в историческую среду, и такие вещи нужно рассматривать в органе охраны памятников», - заметила председатель Псковской общественной организации ВООПИиК Ирина Голубева.
По мнению общественницы, эскизы нужно было выносить на градостроительный совет, как это было с пешеходным мостом через Пскову. «Изображения, которые активно влияют на восприятие общественного пространства исторического поселения Псков, должны быть согласованы на всех уровнях: в администрации города, с председателем градсовета, с областным управлением по охране объектов культурного наследия. Рядом - охраняемая среда, в том числе объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО», - отметила Ирина Голубева.
По словам председателя ВООПИиК, муралы визуально «сломали» конструкцию моста. «Она, конечно, никакая не хорошая, но хотя бы нейтральная. А теперь она будет визуально заявлять о себе этим рисунком», - заметила Ирина Голубева.
С экспертным мнением согласны и псковичи: зачем вообще разрисовывать инженерные сооружения? «Опоры мостов лучше было бы оставить пустыми. Гуляя по набережной, хочется любоваться водной гладью, небом и городскими видами. Любой мурал в таком месте смотрится как бельмо на глазу. Получается визуальный шум, без которого было бы гораздо лучше. Было бы здорово, если бы городские власти в подобных ситуациях советовались с профессионалами - местными художниками, например», - сказала Елизавета Левадная.
«Приедут, значит, гости, и… – о-па!.. Что их тут ждёт, а? Что они увидят, когда выйдут на променад по набережным? Княгиню Ольгу с жуткой клешней вместо руки? Испохабленные раскрасками-«вырви глаз» открыточные виды?» - отозвался о новых уличных творениях псковский журналист Александр Донецкий. И обратил внимание на противоречие: в Пскове вводят ограничения для рекламы и при этом навязывают муралы.
«Муралы - это проекции произведений искусства или плакатов, наглядная агитация и пропаганда, как это было в советское время. Это сродни наружной рекламе: кричащие краски, буквы людей бесят, и наши власти, насколько я знаю, с этим борются. Ввели ограничения по размерам и по цветам. И при этом навязывают какие-то картинки людям! Почему эта картинка должна вторгаться в их сознание? Идя по городу, человек видит просто пейзаж городской, дома, линии, перспективу. Зачем ему эта картинка?» - удивляется Донецкий.
Задачей дизайн-кода как раз было снятие «визуального шума», предприниматели вынуждены были, зачастую через суды и штрафы, заменять свои вывески. И, если бы сейчас какой-то представитель бизнеса позволил себе не соответствующие новым требованиям рекламные конструкции, он сразу бы нарвался на штраф. При этом чиновники почему-то могут, не согласовывая с общественностью, навязывать псковичам такие масштабные "красоты".
Действительно, зачем? Что такое муралы и так ли они необходимы для городских пространств?
Как отдельный вид искусства живопись на стенах архитектурных сооружений появилась больше века назад во время революционных событий в Мексике, когда художники в буквальном смысле слова выходили из мастерских, чтобы нести свое творчество в массы.
Агитационными были и распространенные в советское время настенные мозаичные панно. К сожалению, в Пскове мало что осталось от монументальных муралов ушедшей эпохи. Более того, несколько лет назад не уберегли один из последних таких артефактов - мозаику у проходной ДСК. Зато уже несколько лет подряд в городе активно развивается современное муральное искусство.
Впрочем, первые картины на стенах домов были удачными. Тот же Пегас на Рижском, - и сам по себе хорош и отлично вписался в городскую среду. Органично смотрится и изображенная на фасаде кинотеатра «Смена» панорама Пскова с иконы из Псковского музея («Явление Богородицы старцу Дорофею»).
Как грибы после дождя, муралы стали расти лет шесть назад, когда за дело взялось ведомство госпожи Плявинской. Накануне Ганзейских дней на фасадах домов по Октябрьскому проспекту появились изображения Пушкина и героев романа Каверина «Два капитана». Еще через несколько месяцев стены девятиэтажек на Завеличье украсили муралы, посвященные десантникам и Дню Победы.
К живописи в центре города у экспертов были претензии. Но надо отдать должное авторам: эскизы будущих работ были представлены жителям и рассмотрены на методическом совете комитета по охране культурного наследия. Их появление не было для псковичей как снег на голову.
Затем в 2020 году был грандиозный фестиваль граффити и стрит-арт культуры «Плеск», когда в псковских дворах, на технических постройках, появились яркие и интересные работы псковских и иногородних художников. И опять же эскизы для будущих граффити и муралов выбирались народным голосованием. То есть, буквально все работы согласовывались с псковичами. И это логично: художники уедут, а любоваться их творчеством нам.
С жильцами домов и экспертным сообществом был согласован и другой псковский проект, когда на стенах панелек в спальных районах стали появляться увеличенные копии картин из фондов Псковского музея-заповедника. Помимо добавления яркости серым многоэтажкам, муралы несли просветительскую функцию - познакомить псковичей с музейной коллекцией, заинтересовать. И, по словам директора музея Светланы Мельниковой, реализация проекта помогла увеличить количество посетителей именно из числа жителей города. «Это был очень хороший пиар-ход, который поднял интерес к Картинной галерее», - отметила она.
Одним словом, муралов в Пскове много, и есть неплохие работы. Но чего-то не хватает.
Художественный руководитель Псковского академического театра драмы Дмитрий Месхиев считает, что всему виной - нетворческий подход. «Вот у нас есть стенка - давайте ее разрисуем какими-нибудь рыцарями! Я знаю некоторых ребят, которые занимаются настенной живописью, очень талантливых, молодых, которые, наверное, могли бы придумать какие-то интересные вещи, которые были бы и с туристической точки зрения, интересными. Это всегда может быть объект фотографирования, как у того же Бэнкси (английского андеграундного художника стрит-арта - прим. ред.). А у нас очень странные вещи рисуются. Я бы не стал фотографироваться на фоне наших псковских муралов», - заметил он.
Другое мнение высказала блогер Елизавета Левадная. По мнению девушки, в Пскове есть яркие работы, выполненные стрит-артерами по их собственным эскизам. «У нас подобные муралы массово рисовали в рамках фестиваля «Плеск». Те работы действительно можно назвать современным искусством. Они очень украсили и разнообразили городскую среду. Такое ощущение, что сейчас идеи для муралов придумывают чиновники, а художники лишь реализуют их. Было бы замечательно, если бы идеи исходили от художников изначально. Думаю, тогда наш город стал бы только красивее и интереснее», - сказала она.
В связи с этим вспоминается мурал (сейчас частично закрашенный) петербургской художницы Кати Красной, посвященный Довлатову. При этом, он был сделан «по заказу» - к открытию Довлатовского фестиваля в 2017 году, выполнен на опорах того же моста в центре города, но негатива не вызывал. И, более того, чуть ли каждый второй пскович фотографировался на фоне портрета писателя и его цитаты: «Не надо быть как все, потому что мы и есть как все…». То есть дело - в совокупности факторов: хорошая идея, качественное воплощение, да и опоры моста находятся в пешеходной зоне, поэтому мурал не портит открыточных видов, а сам является открыткой.
По словам архитектора Сергея Станкевича, из-за своего размера любой мурал влияет на общее восприятие окружающего пространства. «Поэтому такие проекты должны быть изначально концептуальными - не с точки зрения креативной идеи, а с точки зрения концепции развития, ее осмысленности и понимания, для чего это делается, как она вписывается в городскую ткань, какие смыслы несет», - считает он.
Поэтому произведения уличного искусства, объединенные общей идеей, смотрятся более выигрышно, чем единичные, пусть даже очень талантливые работы. Наверное, все, кто побывал в Зеленоградске Калининградской области, помнят этот «город котов» и многочисленные скульптуры, уличные рисунки, арт-объекты с изображением хвостатых в центре города. А ведь «кошачью» тему для создания образа города и повышения его туристической привлекательности городские власти стали использовать относительно недавно.
В Пскове этого не хватает, о чем совсем недавно высказался архитектор Владимир Шуляковский на своей странице в соцсети. «А вот интересно, как принимаются решения по благоустройству и оформлению нашего города? На основании чего? На основании каких-то тщательно продуманных проектов и концепций? Ну, например - принята новая идеология, согласно которой решено радикально изменить образ Пскова как мрачной и суровой крепости, тысячу лет стоящей на границе русской земли, и раскрасить его подобно матрёшке? Ну чтобы туристам было веселее. Или как? А, может быть, всё делается по принципу копирования готовых образцов? Типа - вот в городе таком-то котики, а другом гномики, в третьем волчки, а у нас будут барсики - прикольно же. <...> Похоже, всё гораздо проще. Всё делается случайно и по месту. Такой «пиксельный» взгляд на город. Пиксель – и появляется цветная картинка под мостом, а как она вписалась в среду - не важно. В какую картинку сложатся случайные пиксели – как получится», - говорит эксперт.
Чтобы найти псковскую идентичность эксперт советует начать с наведения порядка в городе, хотя и замечает, что это «скучно, тяжело, и никто не оценит». А значит, надо работать - каждый на своем месте, чтобы родной город становился чище и прекраснее. Возможно, тогда его красота не будет вызывать сомнений и никому не придет в голову делать заплатки из ярких картинок...
Светлана Синцова
Фото Анны Тягуновой