Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему: «Как вы относитесь к попыткам скрывать обнаженную натуру в рекламе, кинематографе и искусстве? Что это, ханжество или скрепы российского общества?». Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102,6 FM).

В последние годы изображения обнаженной натуры, в особенности женской, становятся чем-то предосудительным. Из многих фильмов исчезли эротические кадры, а если в советских и постсоветских картинах они и были, то теперь подвергаются цензуре. На законодательном уровне такого запрета нет, но все боятся борцов за нравственность, чтобы потом «доброжелатели» не писали доносы. Что это за новое явление? То у нас в 90-е годы чуть ли не в каждом журнале, фильме и статье была обнаженная натура, а теперь всё под запретом. В великих творениях российского и американского кинематографа всё подверглось цензуре - не только обнаженная натура, но и алкогольная и табачная продукции. А как вам такая новость? В 2021 году Эрмитаж получал жалобы из-за размещения обнаженных скульптур в экспозиции музея. Что это — ханжество или морально-нравственная норма? Почему произведения искусств и классические художественные произведения цензуре подвержены, а вот на платных платформах для просмотров сериалов и фильмов чего только нет - стоит только заплатить за подписку. Что мы такой цензурой формируем в головах у молодого поколения? В старом кино подросток не должен увидеть промелькнувшую оголенную женскую грудь, а вот на просторах интернета он может увидеть все в ярчайших красках за бесплатно либо по подписке на российском стриминговом сервисе. Давайте разбираться вместе в программе «Дневной дозор».
Кинорежиссер, художественный руководитель Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина Дмитрий Месхиев очень негативно относится к цензуре в кинематографе и считает, что этого делать нельзя.

«Обнажённая натура в искусстве существовала веками. Всё зависит от посыла, нужности, необходимости, скажем, определённого целомудрия. Потому что обнажённая натура может быть разной. Она может быть такой, как у Рубенса и многих других художников, а может быть пошлой, ненужной, омерзительной. Вот я против пошлой, ненужной, омерзительной. Величайшие художники, величайшие скульпторы, величайшие кинематографисты и прочие-прочие изображали обнажённую натуру, и я не вижу ничего в этом проблематичного. В человеке всё прекрасно».
Председатель регионального отделения Союза художников России Виктор Лысюк крайне негативно относится к этой идее и расценивает ее как абсурд.

Фото: страница Виктора Лысюка в социальной сети «ВКонтакте»
«Не исключено, что найдутся люди, которые захотят цензурировать всё подряд. Вдруг кто-то решит, что обнажённые скульптуры нужно спрятать? Это же абсурд! Не о тех вещах разговор должен быть, а о воспитании, об обучении. Или давайте будем все запрещать, а обучать ничему не будем. Маразм».
К любому обнажению тела и тому, что не должно обнажаться на людях, православная церковь относится негативно, рассказал протоиерей Алексей Воронюк, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (с Пароменья).

Фото: Псковская епархия
«Как отец троих сыновей, я очень трепетно к этому отношусь. Особенно когда мы посещаем, например, торговый центр «Империал». На первом этаже прямо по коридору — реклама нижнего белья. Женщина на ней стоит обнажённая. Мальчикам я стараюсь объяснять, чтобы они не глазели. Потому что женщина всё-таки должна иметь свою ценность. Когда придет время, ты всё сам увидишь. Обесценивается женская красота и обесценивается сама загадочность женщины. Именно из-за этого такие легкомысленные бывают отношения с молодыми людьми. Искусство вызывает сложные чувства. Помню, как в детстве, в советское время, мы с классом ходили в музеи. Нам, мальчишкам, было неловко подолгу рассматривать картины или скульптуры обнаженных женщин. Девочки тоже чувствовали себя некомфортно: краснели и отворачивались. Эти работы следует рассматривать в контексте эпохи. Они могут быть либо очень древними, либо относиться к 18–19 векам, когда художники изображали обнаженные тела. Такие произведения могут служить как образец того, как анатомически выглядел человек в то время».
Отец Алексей считает, что нужно рассматривать образ обнаженного человека в искусстве с точки зрения анатомического строения человека времен античности и канонов красоты того периода
Есть великое искусство, как Давид у Микеланджело, а есть всякое непотребство, которое устраивают звезды на сцене или на вечеринках. Все зависит от того, что считать искусством, полагает креативный менеджер Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Волхонов.

«Если это настоящее искусство, то обнажённая натура в нём должна быть обнажённой. А если это не искусство, то есть законодательство о распространении порнографии. И нельзя же находиться голым в общественных местах! Поэтому в пользу искусства, безусловно, никаких ограничений, мне кажется, быть не должно. Как отличить искусство от акционизма или чего-то подобного? Это совсем другой вопрос. Запечатать, конечно, можно, но давайте не будем этого делать. Помните историю, когда хотели прикрепить листок к статуе Давида? Думаю, это неправильно. Безусловно, просто надо понимать, что искусство, а что нет».
Восхищается женской красотой и считает, что она не должна подвергаться цензуре, псковский фотограф Игорь Соловьев. Он не понимает, как и почему обнаженные скульптуры древнегреческих богинь и картины с женской натурой могут вызывать смущение и желание их спрятать.

Фото: Игорь Соловьев / «ВКонтакте»
«Три совершенно разных темы. В рекламе, конечно, отрицательно. В кинематографе это задумка режиссера. Я знаком с несколькими толковыми, талантливыми режиссерами. Если режиссерский ход это допускает, если это нужно, почему нет? Тем более если актриса согласна. Глупо смотрится, когда в спортивных штанах герой вылезает из постели от красивой девушки, которая тоже в халате спит. Я сторонник того, что природа не создала ничего более красивого и совершенного, чем женское тело. Я не буду в историю вдаваться, в греческие скульптуры, в живопись. Это всегда восхвалялось, это преподносилось людьми, которые разбираются и любят женскую красоту. Да, это было сделано очень деликатно. Эрмитаж или любая другая картинная галерея тому подтверждение».
Журналист и писатель Александр Донецкий тоже против цензуры и считает, что она мешает художнику и творчеству в целом, потому что цензура безразмерна и доходит до абсурда.

«Мы живем в 21 веке, и, казалось бы, какая здесь может быть цензура, когда всё в принципе доступно в интернете. Последние 20 лет мы видим, что не только у нас, но и в "хваленой" Европе, и в США существуют цензурные ограничения. Условно говоря, 60-е и 70-е годы были гораздо свободнее, чем нынешние времена. Это связано с возрастными ограничениями. Получается, детям нельзя смотреть одно, нельзя смотреть другое. В чём-то Советский Союз был свободнее, чем сейчас. Некоторые фильмы запрещали показывать из-за сцен с алкоголем, курением или обнажённой натурой. Это всё, конечно, выглядит очень смешно на самом деле для взрослого человека. Несмотря на то, что на стриминговых платформах всё ещё существует свобода, мы оказались в ситуации, когда приходится с этим считаться. На мой взгляд, ограничивать свободу художественного творчества — бессмысленно».
История, как нам известно, циклична. В советские и постсоветские времена была цензура, все проверялось на наличие контрреволюционных идей, в послевоенные времена кинематограф занимался созданием культа личности Сталина и все проверялось им лично. Только в период оттепели власть перестала вмешиваться в киноискусство, и у режиссеров появилась возможность для самовыражения. Стоит ли нам опасаться цензуры в нашем времени? Мнения наших спикеров сегодня практически совпали. Идеи запрещать и цензурировать не находят отклика у деятелей культуры и кинематографа.
Александра Братчикова