Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.
«Любая пропаганда — ложь. Даже когда она говорит правду»
Джордж Оруэлл «Дневники»
Трудные времена настают для пропагандистских медиа. 3 года, с начала конфликта на Украине, пропагандисты по обе стороны линии информационного фронта, как сыр в масле катались. Их ряды активно пополнялись, буквально каждому были рады и давали щедрую пайку – пусть жрет, сколько влезет, лишь бы радостно шел в бой против врага. Верхушку этого айсберга хорошо видно, например, в ток-шоу федеральных каналов, где самые матерые пропагандисты в прямом смысле слова с пеной у рта тужатся переорать оппонента, размахивают руками, как эпилептики в припадке, клянутся превратить противника и весь его богопротивный мир в радиоактивный пепел.
Источник: psyfactor.org/psyops/propaganda85.htm
Многие, вероятно, думали, что эта музыка будет вечной. Одни и те же лица каждый вечер в эфире российского ТВ будут сообщать, что Байден в деменции, госдолг США снова вырос, Европа замерзает без российского газа, а страны Балтии вот-вот приползут на коленях и попросятся обратно в Советский Союз. Аналогично, с другой стороны, вещают, что со дня на день в России-матушке начнется голод, в некоторых городах глубинарии уже начали есть друг друга, армия штопает последние носки…
Как вдруг поменялась ситуация, а вслед за ней и концепция. Еще вчера коллективный Запад был единым гомогенизированным врагом, мозг которого находился, разумеется, в «Вашингтонском обкоме». Соответственно этот «Вашингтонск» полагалось поливать из всех орудий, не жалея снарядов. Однако у них там власть переменилась, и выяснилось, что в столице мировой закулисы, вообще-то, нормальные парни работают, главный у них — реальный пацан, мы с ними теперь во многом согласны. «Нормальный же «обком», чего зря наезжаете», – укоризненно упрекают отечественных пропагандистов стратегически мыслящие товарищи.
Источник: udf.name/news/society/254008.html
Господам-пропагандистам очень непросто. Во-первых, попробуй перестройся, когда ты 3 года изо дня в день рассказывал про «закат Америки», у тебя все методички про это самое. Но это, в общем, ерунда. Беда, как говорится, пришла, откуда не ждали.
По сообщениям инсайдерских телеграм-каналов, близких к администрации президента, госпропаганда резко меняет курс, поступили новые вводные.
Суть в том, что Кремль активно сворачивает информационные проекты, посвященные СВО. Акцент же смещается на послевоенную повестку и переговоры с нашим новым стратегическим партнером – США. По мнению экспертов, в администрации президента поставили цель «охладить милитаристский пыл» и умерить ожидания от СВО.
Как это работает? Первым делом началось сокращение бюджетов – такое всегда действует безотказно. Как-то так получается, что активность госпропаганды оперативно сходит на нет, если ей перестают платить деньги. И вот уже градус ненависти стремится к нулю, рьяный антиамериканист, еще вчера требовавший ударить по Вашингтону, засунут куда-то на медийные задворки. Помните, был такой отставной генерал Гурулев, чуть ли не ежедневно делавший широковещательные заявления? Многие удивляются, куда этот думский горлопан внезапно пропал с голубых экранов и из Телеграма – жив ли, курилка? Да жив, конечно, только рот теперь на замке – кончилось его время в информационной войне, списан на берег.
Разумеется, госпропаганда никуда не исчезнет. Просто перед ней поставлены другие задачи, от которых в ее нестройных рядах еще больше уныния и недобрых предчувствий. «Охлаждающая риторика» заключается в тонкой работе по активации и настройке послевоенной повестки. Главными темами в ней должны стать мирные инициативы, интеграция ветеранов СВО в повседневную жизнь, в т.ч. опасная тема посттравматического синдрома, импортозамещение, социально-экономическая ситуация в стране и борьба с инфляцией.
Все прекрасно, но есть нюанс – это сложно. Про деменцию Байдена рассказывать легко, а вы попробуйте рассказать про успехи импортозамещения в ситуации, когда в России не могут создать аналог «кукурузника» Ан-2, автовазовские «Жигули», на самом деле – китайские «Жигули», а технологический суверенитет достигается при помощи параллельного импорта. Да не просто рассказать, а так, чтобы граждане поверили. Вот и грустит госпропаганда, отдавая себе отчет, что она так не умеет.
Это хорошо заметно и в псковском медиасегменте. Не понимая, как решать новые задачи, пропагандисты пребывают в растерянности, вместо актуального контента постят на своих ресурсах закаты, рассказывают, что в России наступила весна.
Шутки шутками, но тут кроется серьезная проблема. Перед государством стоят непростые задачи, а в медийном поле отрабатывать их толком некому. Собственные «орудия» в таком состоянии, что проще выкинуть на помойку – толку от этой госпропаганды немного, как бы вреда не причинила. 3 года праздного времяпровождения, когда можно было нести любую ахинею, лишь бы ругать коллективный Запад, даром не прошли. Вероятно, предстоит серьезная проверка реальной боеготовности пропагандистских ресурсов и капитальная чистка рядов от бесполезных зажравшихся дармоедов.
Что интересно, столь же плохи дела на противоположной стороне линии медийного фронта. Там схожие процессы протекают, разница лишь в том, что сокращение финансирование началось раньше и проходит, судя по всему, быстрее. У нас-то развитая бюрократия, пока решение спустится на низовой уровень, пройдут недели и месяцы, а новый президент США машет шашкой, как лихой гусар, головы с плеч так и летят. Стоило лишь начать «урезать паек», как тут же из недр релокантских трущоб разнесся «плач Ярославны». Липкий страх и скорбь окутали нестройные ряды российской политэмиграции, опасаются остаться без куска хлеба на чужбине, не ровен час, придется покинуть уютные коворкинги с лавандовым рафом и мокачино и трудоустраиваться в реальный сектор экономики – таксистами, дворниками, курьерами. Ужаснешься тут.
Здесь нужно, конечно, отметить важный момент. Исход один, а вот причины явления разные. Российская госпропаганда грустит оттого, что ей ставят задачи мирного времени, которые ей объективно не по плечу. Антироссийская пропаганда же просто снимается с довольствия – ей никаких новых вводных не поступало, она вполне может и дальше заниматься местечковой русофобией. Но за свой счет, а это, как мы говорили выше, не вызывает энтузиазма. Очень удобно быть «независимой прессой» на содержании Дяди Сэма, но вот беда – дядя вышел из игры.
Ах да, вы скажете, я тут краски сгущаю. Ведь пару дней назад глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас заявила, что надо бы поддержать ресурсы, которые циничный Трамп снял с довольствия. Желание г-жи Каллас понятно и, возможно, даже искренне. Вот только Европа сейчас сама в больших долгах, да еще намерена резко увеличить военный бюджет. Что характерно, о поддержке робко рассуждают политики в нищих странах Балтии, живущих за счет континентальной Европы, в небогатой Чехии. А, например, Германия, Франция и Англия деликатно промолчали. Есть подозрение, что в части поддержки совершенно бесполезных и давно превратившихся в журналистский «собес» политэмигранстких медиа, желание сильно разойдется с возможностями.
Что будет дальше, скоро увидим. Растерянность в рядах отечественной госпропаганды, уныние и истерики на ресурсах релокантов – это первые свидетельства меняющегося климата в информационном пространстве. Мир снова изменился, ему требуются другие верные стрелки и оруженосцы. Кто-то сумеет встроиться в дивный новый мир, большинство вынуждены будут уйти из профессии.
Пока же следует признать, что война пропаганд, длившаяся 3 года, предсказуемо завела обе стороны в тупик. В этой битве есть только проигравшие. Никто не думал о завтрашнем дне, о том, что любая война заканчивается миром, после чего всем надлежит разгребать тяжелое военное наследие. Многие из участников сражений на информационном фронте наивно полагали себя демиургами и самостоятельными акторами процесса. Сегодня они болезненно расстаются с этим заблуждением. Приходит понимание, что пропагандист – пешка на «великой шахматной доске», расходник, который нужен лишь до тех пор, пока это выгодно, а при необходимости легко без сантиментов приносится в жертву.
Константин Калиниченко