Сцена / Выставки

Достоевский как мерч и комикс

02.09.2021 16:58|ПсковКомментариев: 0

Персональная выставка Александра Стройло «Достоевский & коронавирус» в галерее «Цех» открывает программу XXVIII Пушкинского театрального фестиваля.


Главного художника Псковской драмы Александра Стройло в киношной тусовке принято величать «батюшкой», - своей рыжей бородой и ехидными шутками он и вправду напоминает попа-расстригу, но когда я пришел к нему в мастерскую, чтобы сделать текст про выставку «Достоевский & коронавирус», то сразу поймал себя на свежем впечатлении, что Александр Григорьевич и на своего любимого персонажа – Федора Михайловича - тоже похож весьма. Вот так глянешь издали – ну вылитый Достоевский!

- А при чем тут вообще коронавирус, - спрашиваю у художника. – Как ковид с Достоевским монтируется?

- Ну, как это при чем? Все взаимосвязано. От эпидемии страдает человечество. А Достоевский – известный страдалец за все человечество.

- А почему союз «и» по-английски - &?

- Это знак «всемирной отзывчивости». Это же Достоевский придумал про Пушкина? - напоминает Стройло про «Пушкинскую речь» Достоевского, произнесенную 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности. – То же самое можно и сказать и про самого Достоевского. Сначала Достоевский отзывался на мир, а потом мир отзывался на Достоевского. До сих пор отзывается. И гораздо круче, чем на Пушкина.

- И все-таки, почему именно Достоевский? – продолжил я «доставать» художника. - Это связано с работой над спектаклем «Село Степанчиково и его обитатели»? (Напомню читателям, что премьера спектакля Петра Шерешевского состоялась ровно год назад – 4 сентября 2020 года).

- Нет. Точнее, связано, но не совсем. «Село Степанчиково» - только часть выставки. Остальное – это другое.

- ?!

- Дело в том, что Достоевский – это мой любимый писатель.

- Я всегда думал, что Хармс.

- И Хармс, и Довлатов. Но Достоевским я занимаюсь больше сорока лет. С юности собираю книжки про Достоевского. А в 1981-м году мне довелось поработать художником на картине «Сон смешного человека».

- А! Ничего себе! Это же знаменитый мультфильм Александра Петрова.

- Нет, Петров тут не при чем. У нас был другой проект. Режиссером выступал Фарид Давлетшин. Он делал сразу и игровой фильм, и мультфильм - в общем, такая сложносочиненная фигня. И вот для этого фильма я делал эскизы. Они у меня сохранились. Не все, но некоторые. Не знаю, что потом с этим фильмом было.

(Я «загуглил» Давлетшина - в его фильмографии на «Кинопоиске» никакого «Сна смешного человека» не значилось).

- Фарид есть, а фильма нет, – сообщил я художнику.

- Значит, похерили. Так бывает.

- А как вы туда попали? Это же было в Москве? А вы жили тогда в Пскове.

- Да, в Псков я в 1979 году приехал. Но постоянно мотался в Москву в одно издательство, которое мне книжки заказывало. Познакомился с местными художниками. Они меня на тусовку потащили. Там тогда в центре существовали такие закрытые расселенные дома, поставленные на капремонт, где, как поется в песне, «собиралася компания блатная». И вот я в эту блатную компанию попал. А в ней были по большей части вгиковцы - студенты и выпускники ВГИКа. Режиссеры, сценаристы, актеры. Там я Фарида и встретил. Он мне и предложил поработать. В общем, уже не важно, сняли они фильм, не сняли, на полку положили - главное, что остались работы, и их можно показать.

- Ага. А дальше?

- А дальше эскизы к телесериалу «Достоевский» Хотиненко.

(Мини-сериал телеканала «Россия» 2011 года «Достоевский» режиссера Владимира Хотиненко).

- Ага. Что вы делали для телесериала?

- По большей части я занимался выбором натуры (мотался по России), но делал и эскизы для продюсеров. Там в постановочной группе много художников было. Я был одним из.

- И что осталось от телесериала для нашей выставки?

(Стройло достает из коробки свои самодельные книжки, каждая из которых, как знают ценители его творчества, - отдельное произведение искусства).

- Книжки на эпизоды из сериала.

- Раскладушки?

(Книжки-раскладушки – любимый жанр Стройло. Он их создает целыми сериями, иллюстрируя тексты, например, Хармса, иллюстрируя по отдельности каждую строчку поэта, а иногда и полстрочки, или одно слово, или даже – смысловое – зияние. В итоге получаются такие как бы оригинальные комиксы от Стройло, навеянные, опять же, или Хармсом, или Довлатовым, или Достоевским).

- Есть раскладушки, есть нераскладушки.

(Я раскрываю квадратные рукодельные книжки и рассматриваю тексты и картинки: «Каторга Достоевского», «Топор Достоевского», «Взрыв и Достоевский на льду»).

- А про что «Взрыв», и почему Достоевский на льду?

- Там в сценарии был эпизод о том, как Достоевский одну даму в пролетке ночью трахал на льду Невы. А под утро террористы бомбу кинули, хотели царя взорвать. А потом приходят дворники и полицейские, и Достоевского в пролетке будят. Стучат в дверь. «Вставай, царя взорвали!».

- Это как же он ее трахал в пролетке зимой? Это невозможно. Да там и двери нет. Это же не дилижанс.

- Не знаю. Так было в сценарии. Я не понимаю, как они эти сценарии пишут.

(А я не понимаю, правду мне говорит художник или это он меня разыгрывает, мистифицирует, ведь постоянная мистификация – один из методов его творчества).

- Эпизод все равно в сериал не вошел.

- А в книжку?

- И в книжку – нет. У меня выставка 6+.

- Все равно: не мог Достоевский трахаться на улице.

- Ты еще скажи, что он водку не пил, в карты не резался и в рулетку не играл. Я про него все знаю. Всю подноготную. Он был жуткий сладострастник.

- Это по его текстам заметно.

- А мои тексты про Достоевского?

- Откуда?

- Я тебе сейчас эсэмэской пришлю.

(Приходит СМС).

Текст, цитирую: «ЧТИ ПАМЯТЬ. И что бы вы тогда на это сказали, не будучи противником трезвого образа жизни? А? Хочется отметить значимость путей сообщения вообще (и в прошлом в частности). Едучи по железной дороге из Санкт-Петербурга за границу, в буфете ресторана на железнодорожной станции Псков, Достоевский, как правило, выпивал рюмку водки. Чтобы сподручнее ехалось, ну и писалось тоже. И что бы вы думали? Он всегда до этой заграницы после этого благополучно доезжал. Ну а книги какие писал, не мне тут об этом говорить! В знак назидания потомкам, и чтобы почтить память Федора Михайловича, светлая ему память, могли бы эти самые потомки табличку или памятный знак в честь этого события в вышеуказанном ресторане установить. А еще лучше было бы, если бы в память об этом наливали рюмку водки проезжающим писателям российского происхождения. А и ладно, и зарубежным писателям тоже можно. Да не оскудеет Псковская казна от этого! А там, глядишь, и культура Псковская повысится, чем черт не шутит, до международного уровня. Поскольку, прознав про это, пишущая братия только через Псков и будет ездить. Ведь никто из писателей не сознается, что он Достоевского не уважает».

- Ну, как? – спрашивает Стройло.

- Шедевр! – не сомневаюсь я. - Надо сделать комикс. Или короткий фильм снять.

- Надо, – соглашается художник.

- Ну, а вот эти эскизы уже из «Села Степанчиково», – я указываю на рисунок Достоевского в ватнике.

- Да, и слоны тоже. – Александр Григорьевич показывает на подоконник, где разместились два плюшевых слона, которые участвуют в спектакле Шерешевского. – Только это не оригиналы, а специально сшитые для выставки двойники.

- Я так понял, что это реализация известного мема «Россия – Родина слонов»?

- А ты заметил, какую функцию эти слоны исполняют в спектакле?

- Честно говоря, не помню. Точнее, не обратил внимания. А что, у них есть какая-то особая функция?

- А ты обрати.

- Надо сходить на спектакль, и за слонами проследить.

- Проследи. Между прочим, знаешь, откуда пошло выражение про «Родину слонов»? При Сталине была выпущена книжка, не помню названия. Что-то вроде «Приоритет России над загнивающим Западом». Огромный такой фолиант. В порядке борьбы с проклятым космополитизмом. Там и паровоз мы первыми изобрели, и радио, и лампочку Ильича. А главное, в России зародились слоны. На полном серьезе. Ты в это веришь?

- Конечно. У нас же жили мамонты, которые вымерли. А слоны – это потомки мамонтов.

- Правильно! Там так и было написано.

- Александр Григорьевич. А вот эти футболки с Достоевским, которых вы сотню штук наделали. Это такой авторский мерч?

- Чего?

- Ну, одежда с символикой проекта. Типа реклама на память.

- Нет. Можно сказать, и мерч, но не совсем. Дело в том, что изначально выставка задумывалась не как выставка, а как опера. И актеры должны были в этих футболках выступать.

- На сцене?

- Нет. Необязательно. Все равно где. Это был бы такой перфоманс. Или – опера. Одной из солисток должна была быть Саша Терских. Видишь ее халатик?

- А, вот эта девушка голенькая – это она?

- Какая же голенькая, когда в бюстгальтере и трусиках.

- Надо было топлес.

- Нельзя. У нас проект 6+.

- Так а почему не сложилось?

- Просто не успели. Она должна была открываться ближе к декабрю, а не в сентябре. Но тут что-то, как обычно, отвалилось. Пришлось меня мобилизовать. А я-то отказаться не могу. Я же человек подневольный. Пришлось согласиться. Вот от оперы остался текстиль. Этот самый мерч.

- Ну что? Оригинально. Чем закончим интервью?

- Ты у меня спрашиваешь? Кто у нас писатель?

- Но вы тоже писатель.

- Согласен, – художник лукаво улыбается. – Напиши так: «но одно произведение Стройло, присутствующее на выставке, никто не увидит. Однако, если очень попросить, его можно открыть».

(Я заинтригован).

- Это что же за произведение такое?

- Это татуировка Дмитрия Дмитриевича (Месхиева, художественного руководителя Псковского театра драмы имени Пушкина – поясняю для непосвященных). Это его первая татуировка и сделана по моему эскизу. Называется: «Добрый режиссер Дим Димыч кормит бедных животных». По действующему закону я могу привлечь Дмитрия Дмитриевича в качестве экспоната на любую выставку. И он по закону обязан прийти и продемонстрировать.

- А на какой части тела это тату?

- Не скажу. Это секрет.

- Вы, Александр Григорьевич, видно, надо мной прикалываетесь?

- Ты пойдешь на открытие?

- Пойду.

- Вот возьми и сам у него спроси.

- Оке. Спрошу.

Беседу воспроизвел Александр Донецкий

Фото автора

ПЛН в телеграм
Сюжет: XXVIII Пушкинский театральный фестиваль Пушкинский театральный фестиваль завершился в Пскове Сережа и все-все-все Всех - в Сибирь Черт знает что Почему Пушкин не пришел на премьеру своей пьесы, расскажут псковичам Инсценировку второго тома «Мертвых душ» увидят псковичи Неголый король Севастопольский ТЮЗ представит спектакль «Нос» на Пушкинском фестивале в Пскове Моноспектакль о Вертинском покажут на Пушкинском фестивале в Пскове «Барышня-крестьянка» открыла второй этап Пушкинского театрального фестиваля в Пскове Участница международных выставок презентует свои плакаты в Пскове Второй этап Пушкинского театрального фестиваля стартует в Пскове Премьера спектакля Дмитрия Месхиева «Сережа очень тупой» состоится в декабре Один из главных театров России покажет спектакль на псковской сцене Новую комедию представит горожанам псковский драмтеатр Пушкинский фестиваль пройдет в формате «концерта по заявкам» — Андрей Пронин Псковский драмтеатр опубликовал афишу Пушкинского фестиваля Пушкинский театральный фестиваль продолжится в декабре «Людей теряют только раз…» Исполнитель главной роли фильма «Петровы в гриппе» покажет в Пскове свой спектакль Фокин, Фокин, ты могуч, ты гоняешь стаи туч: о «Блаженной Ксении» в Псковском кремле Ксения из другого измерения Пушкинский театральный фестиваль открылся постановкой Александринки в Псковском кремле Валерий Фокин: Выступление в Псковском кремле - это экзамен для Александринки Достоевский как мерч и комикс Замхудрука Александринки назвал подвигом постановку спектакля в Псковском кремле Юродство во имя Любви. Житие Ксении Петербургской Спектакль «Я шагаю по Москве» впервые сыграют на улице в Пскове Арт-директор псковского театра: Спектакль «Блаженная Ксения» не будет «вставным золотым зубом» Андрей Пронин рассказал о новой «фишке» Пушкинского театрального фестиваля Опубликована афиша XXVIII Пушкинского театрального фестиваля Фотофакт: В Псковском кремле готовят площадку для спектакля Александринки о Ксении Блаженной Специальную версию спектакля о Блаженной Ксении покажут в Псковском кремле «Невидимый театр» покажет в Пскове спектакль о Геннадии Шпаликове
Лента новостей