Новости партнеров
Общество

О профориентации школьников и развитии программы психолого-педагогических классов в Псковской области

20.10.2023 15:19|ПсковКомментариев: 0

Представляем вашему вниманию текстовую версию программы «Беседка», которая вышла в прямом эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM) 19 октября. Единая модель профориентационной деятельности внедрена во всех школах страны с 1 сентября. Что такое профминимум, какую задачу он должен решить и какие направления включает? Как проходит обучение в профильных классах и каковы требования к преподавателям? Об этом рассказали временно исполняющий обязанности председателя комитета по образованию Псковской области Андрей Ермаков и директор средней школы города Пскова №47 Иван Шагин.

 

Профориентация школьников и программа психолого-педагогических классов

Татьяна Иванова: У нас сегодня достаточно актуальная тема. Говорить мы будем о профориентации школьников и более подробно остановимся на таком направлении, как психолого-педагогические классы. Первый вопрос адресую Андрею Дмитриевичу. Министерство просвещения Российской Федерации разработало и внедрило с 1 сентября этого года единую модель профориентационной деятельности. И такой профминимум действует во всех школах страны. Что такое профминимум и какую задачу он должен решить? По каким направлениям будет реализовываться?

Андрей Ермаков: Вы абсолютно правы. Вопросы профориентации сейчас стоят во главе угла в тех моментах, когда мы дискутируем на предмет образовательной траектории наших школьников и студентов, когда мы дискутируем на предмет их карьерных перспектив. И очень отрадно, что вопросы профориентации - это уже не вопросы отдельных образовательных учреждений и их частных контактов с социальными партнерами, потенциальными работодателями. А это вопрос, который, как вы правильно сказали, в настоящий момент находится на уровне правительства Российской Федерации, Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования. Обсуждается очень прицельно, плотно, и ряд проектов уже работают.

Когда мы ощутили готовность вводить ту самую программу профминимума в школах, мы уже несколько шагов сделали. Первый шаг - это наши традиционные проекты. Первый из них - это «Билет в будущее». Наверное, вы знаете про региональный проект «Профилум». То есть это постоянная работа с ребятами, которые учатся в выпускных классах на базе средней школы, это 9 классы и старшая школа. Профминимум затронет ребят от 6 до 11 класса. Это комплексный проект, начиная с того, что по четвергам в рамках дополнительного образования, в рамках внеурочной деятельности теперь будут проводиться профильные занятия по профессиональной ориентации.

Еще один важнейший блок - это, конечно же, работа профильных и предпрофильных классов. Их достаточное количество. Я думаю, сегодня мы более подробно об этом поговорим. Ну и, конечно же, та нагрузка, которая будет предполагаться, - она варьируется от 40 до 100 часов, - будет определять уровень той самой профориентационной погруженности, которую на себе испытают и педагоги, и наши ребята, и те партнеры, с которыми они взаимодействуют. Не далее как вчера в рамках полуфинала конкурса «Флагманы образования» мы с нашими передовиками педагогического сообщества, с победителями региональных конкурсов профессионального мастерства, с финалистами конкурса предметно говорили о профориентационной работе в школах и реализации проектов профминимума. Прозвучало очень много интересных идей от коллег, которые комитет обязательно возьмет в работу, в том числе и директорам будет рекомендовать.

Татьяна Иванова: По каким направлениям профориентационные классы будут работать? Я слышала, что их семь.

Андрей Ермаков: Их больше. У нас в Псковской области с этого года открыто только 10 психолого-педагогических классов, из них три в городе Пскове, три в городе Великие Луки, один в Невельском, один в Островском, один в Пустошкинском и один в Опочецком районе. Помимо прочего, в Псковской области появился один агрокласс, медицинский класс. И на базе 29-й гимназии у нас начали работу два специализированных пожарно-спасательных кадетских класса. Эта работа ведется, и она уже не в начале своей реализации. Мы продолжим эту работу и в следующем году. Я полагаю, что мы продолжим открывать в том числе и психолого-педагогические классы. Заместителем председателя правительства Татьяной Голиковой в 2024 году поставлена задача в России создать не менее 5 тысяч профильных классов. Безусловно, мы здесь ориентируемся не на цифру, а на реальную потребность в педагогических работниках. Это же, по большому счету, первый шаг к формированию кадрового резерва, о котором мы говорим очень много, с тем, чтобы кадровая потребность в системе образования была наиболее полно удовлетворена.

Татьяна Иванова: Мы нашли информацию, что семь направлений реализуются. Это профильные предпрофессиональные классы, урочная деятельность, внеурочная деятельность, практико-ориентированный модуль, дополнительное образование, профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих и должностям служащих. И еще взаимодействие с родителями и законными представителями. То есть, я так понимаю, что это большой комплекс работ в рамках профориентации.

Андрей Ермаков: Конечно, он очень, скажем так, широконаправленный и многовекторный. Не думаю, что сейчас мы бы даже могли в столь короткое время подробно описать, сколько разных вариантов взаимодействия в этом плане предусмотрено. Здесь нельзя никого забыть.

Татьяна Иванова: Мы уже сказали о том, что сегодня федеральные структуры, в частности, Минпросвещения, работают над формированием единой системы профориентации. В частности, это проект по созданию профильных классов. И поскольку особое внимание сегодня уделяется формированию эффективного кадрового резерва педагогических работников, центральное место все-таки отводится формированию сети профильных психолого-педагогических классов. Как этот проект реализуются в нашем регионе?

Андрей Ермаков: Смотрите, есть два варианта реализации этого проекта в рамках основной образовательной программы, либо в рамках дополнительной образовательной программы. И мы в данном случае используем оба варианта. Вот, например, в городе Пскове у нас все три школы, в которых открыты эти классы, работают в рамках дополнительной образовательной программы. В Великих Луках, например, в рамках основной. Остальные тоже в рамках «допа». И в рамках «допа», как раз-таки, они проходят программу в области изучения основ педагогики и психологии. В Пскове, в частности, в очень тесном контакте с коллегами наш институт повышения квалификации. Методические рекомендации, сопровождение сотрудников и сами занятия, в том числе, ведут наши коллеги. В Великих Луках, опять же, в тесном взаимодействии с комитетом эту работу ведут непосредственно педагоги, которые работают в школах. Я, во-первых, благодарен за то, что этот функционал ложится на плечи педагогов, которые решились, компетентно готовы на углубленном уровне ориентировать ребят на эту важнейшую профессию, начиная со столь раннего периода времени. И, безусловно, я уверен, что в перспективе у нас количество профессионалов такого уровня будет расти вместе с реализацией процесса взаимного обучения, ведь все мы друг у друга учимся. Нас поддерживает академия Министерства просвещения, которая обеспечивает повышение квалификации работников. Ну и, конечно же, во взаимодействии с профильным департаментом министерства мы держим руку на пульсе, чтобы эта программа была единообразно реализована во всех регионах, в том числе у нас.

Татьяна Иванова: С какого возраста учащиеся могут поступать в профильные классы и как в целом вообще проходит обучение? Чем оно принципиально отличается от обучения, скажем так, в обычном классе?

Иван Шагин: Следует отметить, что мы в этот проект ввязались в сжатые сроки. Фактически реализация началась в конце мая. И уже в конце июня у нас был состав детей. Была проведена большая координационная работа и комитета по образованию, и института повышения квалификации управления образования города Пскова, и администрациями практически всех школ города Пскова. Поскольку нам необходимо было в сжатые сроки определиться с персональным составом детей, которые готовы выбрать в качестве своей будущей профессиональной карьеры педагогику. Мы сразу определили, что это будут 10-11 класс. На тот момент это выпускники 9 классов. Необходимо было провести достаточно плотную профориентационную работу без погони за цифрами, потому что качества это не дает. Была проведена плотная работа по определению от каждой школы двух-трех, иногда пяти выпускников 9 классов, готовых пойти в педагогическую профессию и связать свою жизнь с этой профессией. С такой работой мы справились.

Далее были определены три базовые школы, в стенах которых будут проходить занятия. Одной из таких школ стала моя школа, школа № 12 и № 24. Как определяется, кто куда пойдет? По территориальному признаку. И дети из близлежащих школ каждую вторую и четвертую субботу месяца приходят к нам на занятия. Занятия проводят сотрудники ПОИПКРО. И вот здесь было необходимо как раз отработать в сжатые сроки. Потому что, если вводить процесс одномоментно в сентябре, нам показалось, что это будет как-то сложно и для детей зачастую непонятно. Опять же, мы работаем на качество. Поэтому ПОИПКРО в конце июня, с 26 по 30 июня, организовал летнюю школу, очень интенсивную, для будущих участников психолого-педагогических классов. Это как раз была последняя неделя июня, когда закончилась эпопея со сдачей ОГЭ. Мы уже четко понимали, и дети четко понимали, что они идут в десятый класс. И интенсив был проведен очень профессионально. Это была динамичная, яркая точка входа в проект, где детей ознакомили с идеей, ознакомили педагогов, администрации образовательных учреждений. Поскольку до этого момента, естественно, все находилось в процессе разработки и имели скорее теоретические представления о том, что и как будет. Здесь на практике и педагоги, и дети, и администрации образовательных учреждений увидели, как это будет. Здесь было очень важно не уйти в такую скучную академичность Она, наверное, хороша, но для выпускников 9 классов, когда их надо заинтересовать, будет пугать. Поэтому, используя современные технологии, различные методики, связанные с интерактивностью, создали очень яркий интенсив. И к моменту наступления нового учебного года, дети фактически точку входа прошли. И практически ни один из участников не отказался от идеи. И уже на второй неделе сентября, когда открывали психолого-педагогические классы, мы этих детей увидели, что само по себе, конечно, замечательно, поскольку задача перед нами стоит очень амбициозная.

Так получается, что школа всегда готовит будущие кадры для неких абстрактных вузов, техникумов и так далее. А здесь мы задали задачу подготовить кадры для самих себя. Как нам представляется, этот ход должен быть успешным. Опять же, мы не боремся за цифровыми показателями, мы работаем качественно. Мы не пытаемся перегружать детей теорией, наверное, ненужном еще на этом уровне академизмом. Мы даем введение в психологию, введение в педагогику на самом начальном, но чуть более углубленном уровне, чем это, например, возможно в рамках уроков биологии или обществознания. И, как нам кажется, наша идея передачи профессии фактически в руки начинает срабатывать. Конечно, результат мы увидим как минимум через полтора года, когда эти дети, мы надеемся, в массе своей придут в педагогические вузы, и еще через 4 года они, будем надеяться, вернутся к нам.

Кадры в системе образования

Татьяна Иванова: Как вообще обстоят дела с педагогическими кадрами в 47-ой школе?

Иван Шагин: Достаточно сложно. Есть дефицит. Мы как раз перед прямым эфиром общались по поводу специальных кадров. Это педагоги-психологи, логопеды, дефектологи. Поскольку на базе моей школы открыто специализированное отделение для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, то для меня эта проблема всегда остро стояла. Педагоги-психологи, педагоги-логопеды, педагоги дефектологи - это штучный продукт, их нужно найти. К сожалению, большая часть этих специалистов находится в частном секторе. Привлечь их на работу очень сложно. Также значительные сложности вызывает привлечение тьюторских кадров. По расписанию в моей ситуации они нужны, но это очень специфическая работа. Она требует психологической, психической и моральной готовности работать с не самыми простыми детками. И здесь идет очень большой отсев, порой даже не количественный, а качественный. Зачастую люди приходят, но они сами для себя понимали, что они не готовы работать в таком темпе, с такими детьми. У меня были случаи, когда человек приходит, я описываю должностные обязанности, потом мы переходим в это отделение, и на этапе буквально первых 10 минут человек понимает, что он не готов. Это тоже очень важно, поскольку зачастую люди, которые поступают на педагогические специальности, не всегда готовы в полной мере затем вернуться в школы. Зачастую они не понимают в действительности, что это такое. Вот как раз в ситуации с психолого-педагогическими классами введение в профессию уже будет проведено. Более того, мы надеемся, что и в практическом русле сможем отработать с этими ребятами. Как минимум в моем случае на День учителя, на День самоуправления все мои участники психолого-педагогических классов отработали замечательно, в профессию вошли.

Андрей Ермаков: Можно сказать, о том, что Иван Анатольевич очень основательно описал ту проблему, которую мы решаем. То есть наша задача сделать так, чтобы на работу приходили люди, которые ориентированы трудиться. И в данном случае мы стремимся сделать так, чтобы по области в этом плане подход был единый, и сверка часов тоже проходила своевременно. Поэтому у нас с 6 по 12 ноября на базе регионального центра выявления поддержки одаренных детей пройдет профильная смена «Школа педагогического успеха», где как раз-таки все наши ребята из психолого-педагогических классов еще раз проведут подобные занятия. Очень важно, чтобы мы не опускались до волюнтаризма. Мы не просто так по итогам взаимного обсуждения с коллегами из нашего подведомственного института повышения квалификации договорились о том, что обязательно проведем подготовительную работу в рамках летней школы. Очень важно и, наверное, ключевой фактор заключается в том, чтобы дети поняли, что им это важно, нужно, интересно. Не на основании того, что им сказали их родители или знакомые, не на основании условий поступления в этот класс, не на основании даже каких-то описанных ярких карьерных перспектив, а на основании желания, ощущения, и понимания того, что это их.

Мы возвращаемся к профминимуму, возвращаемся к «Билету в будущее» и возвращаемся к «Профилому». Мы проводим сейчас достаточно полные циклы профориентационных мероприятий, в рамках которых ребята, например, тех же 8-9 классов, призваны несколько раз в год проходить соответствующие профдиагностики, тестировать себя и тоже анализировать вместе со своими родителями тот портрет, который у них рисуется. Их потенциальный профессиональный портрет. А ведь зачастую наши ожидания и наши реальные склонности немножко отличаются. Во всем талантливых людей меньше, чем талантливых в чем-то. Но в чем-то талантлив точно каждый. Поэтому эта работа будет проведена. И мы обязательно еще и практико-ориентируем, чтобы ребята могли попробовать себя в роли педагога не только на этапе обучения внутри школы, в рамках, например, самоуправления, но и, в том числе, прошли педагогические пробы в рамках воспитательных мероприятий, которые запускаются по программе «Орлята России». Обязательно вовлечение ребят в работу «Движения первых», отделения которого создаются на базе школ. Это тоже будет замечательным инструментом для того, чтобы проявить себя как педагог. Не только как учитель, но и как воспитатель, по большому счету, это важно.

Татьяна Иванова: Интересно узнать, какие дополнительные требования к преподавателям таких классов? Какова методологическая база, на которую они опираются? Кто им в этом помогает? В этом отношении хочется поподробней узнать по направлениям работы, которые проводит Псковский областной институт повышения квалификации работников образования.

Андрей Ермаков: Безусловно, это постоянное взаимодействие действующих педагогов из числа тех, которые у нас в рамках основной образовательной программы ведут эту деятельность. Это повышение квалификации, которое они проходят на базе и ПОИПКРО, и Академии министерства просвещения Российской Федерации. Могу сказать, что все методические рекомендации по этому поводу ПОИПКРО, в том числе, подготовлены и представлены в школы, чтобы работать было удобно и понятно. Мы в ручном режиме стараемся сопровождать эту работу, потому что этот путь мы тоже начинаем только лишь с этого года. В следующем будет открыто еще 14 педагогических классов. Конечно, определенная самостоятельность, отработанная в части модели работы учителя, будет иметь место. А в рамках дополнительного образования сами сотрудники ПОИПКРО проводят эти занятия.

Могу сказать, что педагоги как раз-таки наших школ-пилотов вместе со специалистами ПОИПКРО готовятся к тому, чтобы в перспективе взять эту работу, в первую очередь, на себя. Потому что деятельность учителя в рамках внеурочной деятельности или в рамках «допа» - это дополнительная возможность получать, в том числе, и большую оплату труда. Это важно. Поэтому, конечно, в перспективе мы ожидаем, что это будут делать учителя на местах. У меня просто не хватит методистов, я вам честно скажу, на те задачи, которые мы ставим.

Иван Шагин: Могу добавить, что методические рекомендации у нас есть как региональные, они разработаны институтом повышения квалификации, так и федеральные. Сейчас мы как раз переходим на очередной ФГОС, и в рамках него имеются федеральные образовательные программы по профильным классам. Поэтому как таковой проблемы, чтобы начать, с точки зрения методики, нет. Скорее вопрос организационный: найти желающих и найти преподавателей. Да, действительно, все происходит в очень тесном взаимодействии с преподавательским составом ПОИПКРО и преподавательским составом школ-пилотов и просто школ-участниц. Повторюсь в очередной раз: нам важно, чтобы это не было скучно и чрезмерно академически. Есть учебные пособия, они уже подготовлены для профильных классов по педагогике и психологии. Для понимания: любой выпускник педагогической специальности, абсолютно любой, скажет, что за свои 4-5 лет обучения он сдавал экзамены и зачеты только по разным видам психологии не менее 5-6 раз. От возрастной и общей до специальной То же самое и педагогика, методика воспитания. Проще всего, конечно, взять готовый учебник. Они есть для 10, для 10-11 классов. «Введение в педагогику и психологию» называются эти учебники. Но там, в общем-то, дается краткая выжимка из всех многочисленных методик, из всех многочисленных видов педагогики и психологии. Но вопрос, надо ли это сейчас детям на том этапе, на котором они находятся? У нас же все-таки идет профориентация, а не профподготовка. Поэтому приходится в личном, тесном взаимодействии, конечно, иногда на ходу, отрабатывать какие-то моменты. Теория есть, без нее никуда не деться.

Занятия, в массе своей, после прохождения обязательной теории, конечно же, идут в интерактивном режиме. В частности, сейчас самая популярная и известная методика - форсайт-сессии. Детям это интересно, потому что фактически они начинают процесс с какой-то проблемой. А на выходе есть ее решение. И, казалось бы, им никто не помогал, их просто направляли, но им не выдавали готовые знания. На выходе ребята, будущие педагоги, обсудили, выдали решение. Педагог направляет. На самом деле очень интересно за этим наблюдать. Что такое форсайт-сессия - это набор мозговых штурмов, проведенных в несколько этапов, с каждым разом с уменьшением масштабирования проблемы и выбором какого-то ключевого направления. Это, как оказалось, очень рабочая методика. Не все, кстати, дети к ней готовы. Нужно раскрыться, нужно продемонстрировать свои знания. Внезапно оказывается, что самая, казалось бы, глупая идея, фантастическая, оказывается решением. Таким образом и проходит процесс обучения.

Андрей Ермаков: Ребята разные и подход к ним должен быть индивидуальный. Это безусловно. И здесь очень важно не свалиться во что-то одно. Мы с большим вниманием относимся как раз к ситуации анализа, потому что ищем единообразие в плане подходов к работе психолого-педагогических классов, говорим о том, что они должны двигаться в одном направлении, в части философии труда. Но не забываем о том, что каждый ребенок индивидуален. И я в завершение темы по раскрытию вопросов практико-ориентированности этих занятий могу сказать, что у нас сейчас весомым подспорьем будет взаимодействие с нашим вузом. ПсковГУ выразил очень стойкое желание внедриться, в том числе, может и возглавить процесс курирования ребят, которые учатся в психолого-педагогических классах, с тем, чтобы вовлекать их.

Татьяна Иванова: В Великих Луках есть понимание, что на них можно рассчитывать?

Андрей Ермаков: Есть программа, которую представил ректор. И вот в самое ближайшее время мы обозначим позиции, каким образом ребята из этих классов смогут быть вовлеченными во взаимодействие с вузом, в том числе. Самое главное, дать понять школьникам, что профессия педагога - это не только доброе, вечное и важное, но и увлекательная интересная работа, которая поможет им реализоваться в условия современности. Профессия педагога остается и будет оставаться передовой, учитывая то, как сегодня развивается инфраструктура. Я уверен, что этот проект будет развиваться, и в ближайшем будущем мы увидим этих ребят на работе в наших образовательных учреждениях.

Беседовала Татьяна Иванова

С видеоверсией программы можно ознакомиться по ссылке:

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Как оцениваете инфраструктуру для велосипедистов в Пскове?
В опросе приняло участие 111 человек
Лента новостей