Российские военкоматы ждет масштабная цифровая трансформация. Идеальный результат - чтобы система воинского учета работала сама по себе, а предоставление нужных сведений, записей и справок не требовало от военнообязанного его личного присутствия. Это обсуждали 1 ноября на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
По словам заместителя начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерала-майора Сергея Побирохина, на сегодня средствами автоматизации оснащено уже более 80% военкоматов, к государственной единой сети передачи данных подключено 83%. И тот и другой показатель уже в 2023 году планируется довести до 100%, пишет «Парламентская газета».
Сергей Побирохин предложил ужесточить законы, связанные с передачей личных данных гражданами в военкоматы. Согласно федеральному закону № 91 «О воинской обязанности и военной службе» каждый военнообязанный россиянин обязан в двухнедельный срок уведомлять военные комиссариаты об изменениях в своем гражданском статусе: женитьбе, рождении детей, поступлении на работу, увольнении и так далее. На практике же делают это далеко не все: кто-то забывает, у кого-то не доходят руки, а кто-то и вовсе не знает о такой обязанности.
«Думаю, это должно регулироваться законодательно: или ужесточить требования, или персонализировать требования, чтобы каждый гражданин предоставил свои данные, чтобы они своевременно заносились в картотеку и базу данных», — сказал генерал-майор.
Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев ответил, что нужно не ужесточать законы, а совершенствовать электронные сервисы и налаживать обмен данными между разными организациями и ведомствами: «Должно быть сделано так: не просто учетную карточку завели, а чтобы уже с момента рождения человек был записан в соответствующей системе и чтобы сведения о нем постоянно обновлялись. Чтобы военкоматы сразу же могли увидеть, что человек женился, сменил работу, что у него появились дети и так далее. Из той же налоговой это можно брать, из загсов, из других инстанций. Зачем вообще нам нужна какая-то цифровая система, если вы предлагаете народ в военкоматы палками загонять?»
По словам участников заседания, нынешняя электронная база военкоматов либо несовершенна, либо вовсе не работает. Яркое тому доказательство — ошибки, то и дело возникавшие во время частичной мобилизации. Зачастую, система, на которой базировалась призывная кампания, опиралась на старые данные, и в результате в зону специальной военной операции отправляли тех, кого не должны были.
Впрочем, уже в ближайшее время возможности системы планируют расширить. Так, по словам военного комиссара Московской области Алексея Астахова, в Подмосковье скоро запустят пилотный проект, предусматривающий автоматическое взаимодействие системы сразу с четырьмя сторонними базами данных.
«Разрабатывается комплекс мер по подключению базы данных к государственной автоматизированной системе "Выборы", где у нас хранится наиболее точная информация, налоговой, Пенсионному фонду, и ЗАГС, чтобы эта система автоматически вносила все изменения информации о гражданах», — заявил комиссар.
Как отметили участники заседания, сотрудники военкоматов — это в основном люди в возрасте от 55 до 65 лет. То есть, чтобы пользоваться всеми возможностями новой системы, их нужно научить с ней работать. Задачу предложили возложить на Минцифры. Как это будет выглядеть на практике — пока вопрос открытый.
В целом наладить цифровое взаимодействие разных инстанций с военкоматами и перевести их работу на электронные рельсы планируется уже в следующем году. Как отметил Виктор Бондарев, это позволит не только оптимизировать процесс воинского учета, но и обеспечить более ритмичную работу всей системы в интересах граждан и государства в целом.