28 сентября один из крупнейших железнодорожных узлов Октябрьской железной дороги - станция Великие Луки отметил 120-летний юбилей. Об этом сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе ОЖД.
Современная инфраструктура станции включает в себя вокзал островного типа, перроны с северной (Октябрьской) и южной (Балтийской) сторон, пешеходный путепровод, а также предприятия для ремонта и обслуживания вагонов, дизельных поездов и локомотивов. Суммарная протяженностей путей станции составляет более 86 километров. Каждый день через Великие Луки проходит 34 пары грузовых поездов, 2 пары пассажирских и 5 пар пригородных. Со станции отправляются поезда дальнего следования на Санкт-Петербург, Псков и Москву. Движение пригородных поездов осуществляется в направлениях на Псков, Невель, Новосокольники, Торопец - Осташков - Бологое и Земцы - Нелидово. Среднесуточно на станции Великие Луки осуществляется погрузка более 220 тонн грузов.
Появление железнодорожной магистрали во втором по величине городе Псковской области было связано со стратегической потребностью в мобилизации и сосредоточении войск на юго-западных границах государства, а также с необходимостью развития новых транспортных коридоров для развития экономики.
Первый пассажирский поезд прибыл на станцию 28 сентября 1901 года. По железной дороге транзитом через Великие Луки стали идти лесные и строительные грузы, нефть, керосин, лен, пенька. Большую долю в перевозках составляли сельскохозяйственные грузы: зерно, коровье масло, шерсть, птица из центральных регионов России, Поволжья, Сибири. Обратной дорогой вглубь страны следовали импортные товары – сельскохозяйственные машины, хлопок, каучук.
Свое узловое значение станция в Великих Луках приобрела в 1908 году. Военные неудачи Российской империи в ходе в Русско-Японской войны показали, что страна испытывает недостаток в новых путях сообщения. По настоянию Технического совета при императоре Николае II было решено строить железную дорогу, которая шла бы от центра России к западным границам. Таким образом, через город Великие Луки прошла вторая железнодорожная магистраль, которая связала города Бологое и Полоцк и был образован важный треугольник дорог Новосокольники – Великие Луки – Невель.
По причине своего особого стратегического значения станция Великие Луки и железнодорожники, работающие на ней, неоднократно становились участниками военных действий и принимали ожесточенные бои во время Великой Отечественной войны.