31 октября. «Черный день» календаря, который навсегда стал траурным для сотен российских семей. Ровно пять лет назад в этот день произошла авиакатастрофа на Синайском полуострове.
В той катастрофе не выжил никто. Этот день стал последним для 217 пассажиров, в том числе 25 детей, и для 7 членов экипажа. Среди пассажиров того рокового рейса были и 9 жителей Псковской области.
Ирина Витальева и ее дочь Алиса Витальева, Андрей Горбатенко и его девушка Екатерина Кожемякина (совсем скоро они планировали пожениться). Ирина Пикалева и ее дочь Екатерина Мурашова работали в областном управлении соцзащиты и решили вместе провести отпуск. 32-летняя девушка была участницей конкурса красоты среди замужних женщин – «Миссис Псков-2014». По иронии судьбы, одна из последних записей, оставленных ею в соцсетях, - значок самолета и трек Opium Project «Я знаю, что уже не вернусь». В числе жертв катастрофы — уроженец Красногородска Алексей Тихомиров и его жена, с которой они познакомились в Петербурге и жили последние два года до трагедии.
Не вернулись из того путешествия заместитель главы города Пскова Александр Копылов и его жена, руководитель кадровой службы Псковской городской Думы Елена Мельникова. Отпуск в Египте был его подарком Елене Михайловне на день рождения.
Эта трагедия стала крупнейшей в истории российской гражданской авиации по числу жертв.
Воздушное судно Airbus A321-231 было далеко не новым — его выпустили в 1997 году. С тех пор оно неоднократно передавалось в лизинг разным авиаперевозчикам, а с 2012 года лайнер принадлежал голландской компании AerCap и находился в лизинге у «Когалымавиа». Все технические проверки и обслуживание проводились в срок, а последняя еженедельная проверка была за 5 дней до трагедии. То есть вопросов к техническому состоянию самолета не возникало, так же как и к квалификации пилотов. Поэтому версия о неправильных действиях экипажа не рассматривалась в качестве основной причины трагедии.
Впоследствии специалистами было установлено, что причиной авиакатастрофы стал теракт — на борту самолета произошел подрыв самодельного взрывного устройства. По версии следствия, террористам удалось пронести взрывное устройство через охрану аэропорта. Ответственность за теракт взяла на себя Синайская ячейка ИГИЛ (запрещенная в России экстремистская организация). Египетская сторона признала эту трагедию терактом только в феврале 2016 года.
Уже в ноябре 2015 года российские власти принимают решение полностью прервать авиасообщение с Египтом до того момента, пока ситуация в сфере авиабезопасности не будет нормализована. Оставшихся на тот момент российских туристов вывезли с территории страны. Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания, Ирландия и Германия, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх.
Регулярные рейсы в Каир были восстановлены в апреле 2018 года, а египетские курорты по-прежнему остаются закрыты для чартеров из России. В МИД полагают, что возобновление полноформатного авиасообщения с Египтом - дело ближайшего времени. «Хотя конкретные сроки назвать трудно», - заявил в интервью РИА Новости замглавы МИД РФ Олег Сыромолотов. Главный приоритет в решении этого вопроса для российской стороны - обеспечение безопасности граждан РФ.
«При этом исходим из того, что завершение египетской стороной расследования причин катастрофы, включая привлечение к ответственности виновных в совершении этого преступления, безусловно, способствовало бы усилиям по предотвращению подобных трагедий в будущем», - заключил он.
Расследование синайского теракта еще не завершено. Но с тех пор каждый год 31 октября в городах страны вспоминают жертв трагедии: проводят панихиды в храмах, акции памяти, возложение цветов. В октябре 2017 года в Санкт-Петербурге открыли памятник жертвам катастрофы над Синаем. «Сложенные крылья». Его установили на месте общего захоронения неопознанных останков погибших в крушении лайнера...
Татьяна Иванова