Предлагаем вашему вниманию текстовую версию программы «Гайд-парк», которая вышла в прямом эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM) 17 апреля. Гостем студии стала депутат Псковской городской Думы по 7-му одномандатному округу, директор лицея экономики и основ предпринимательства №10 Ольга Федорова. Ведущая Надежда Назаренко поговорила с ней о депутатской деятельности и о том, как строится дистанционное обучение учащихся 10-го лицея в условиях ограничений из-за коронавирусной инфекции.
Надежда Назаренко: Добрый день, в эфире программа «Гайд-парк». В студии Надежда Назаренко. В гостях у нас сегодня депутат Псковской городской Думы по округу №7, директор лицея экономики и основ предпринимательства №10 Ольга Федорова. Ольга Александровна, здравствуйте.
Ольга Федорова: Здравствуйте, Надежда.
Надежда Назаренко: Рады вас видеть у нас в студии. Ольга Александровна, давайте сразу начнем говорить о вашем округе, он у вас достаточно специфический: это улицы Маргелова, Шестака, Доставалова, Юбилейная, я так понимаю. И особенность, конечно, в том, что на данном округе у вас есть земли, принадлежащие Минобороны, следовательно, возникают какие-то затруднения в решении многих, обычных даже, вопросов, которые просто решаются в других округах. Какие на сегодняшний день самые острые, на ваш взгляд, проблемы есть на вашем округе, именно связанные с землями военведа?
Ольга Федорова: Конечно, Надежда проблемы с разделением ведомствами земель есть, остаются и будут долгими. Если вспомнить, как передавался детский сад от военного ведомства в город: сначала приехал президент, решил все, потом еще больше года мы передавали. То есть даже при таком включении высшей власти вопрос не решился быстро. Мы рассчитываем, что в этом году, может быть, получится сделать это быстрее.
Хотя коронавирус вносит свои правки много во что, в том числе, может быть, этот вопрос будет не самым главным в повестке, в том числе Министерства обороны. Направление деятельности Минобороны может быть скорректировано в другую область. Но, разумеется, есть планы, чтобы эти земли постепенно передавались городу, поскольку основная проблема, пожалуй, с благоустройством и уборкой, если говорить об этом участке округа. Даже убирать территорию, которая принадлежит военному ведомству по сегодняшней нашей системе законов невозможно.
Надежда Назаренко: Но тем не менее они же как-то убираются?
Ольга Федорова: Они убираются, да. Управление №13 делает уборку, воинские части, их управления, но если встать строго на букву закона, то там ни траву не выкосить, ни борщевик у детского сада.
Надежда Назаренко: То есть и хотелось бы, но никак?
Ольга Федорова: Да, в прежние советские времена вышли все и сделали, а сейчас нужно соблюсти много законов, много прав, предусмотреть, учесть то, что потом «выскочит» неожиданно. Вот в это все упирается.
Надежда Назаренко: Вроде бы благие дела, но могут из-за этого возникнуть проблемы, даже если борщевик захотите выкосить.
Ольга Федорова: Например, у детского садика №1 «Аистенок» родители выходят на покос на добровольных началах. Вообще жители этого округа (спасибо им) большие молодцы. Они говорят: мы, как заселились сюда, сначала радовались квартирам, а потом поняли куда попали, потому что все нужно делать своими руками. Это такой кооператив в целом микрорайоне получился, и все надо делать своими силами. Очень активные жители, кстати сказать. Как пример, улица Доставалова, дом №1, Шестака - там есть сообщество жителей, которые очень активно занимаются своим двором, заливают каток, сейчас поучаствовали в программе и поставили себе спортивную площадку (получилось не совсем так, как хотелось, но это такой опыт, который они учтут). Они не оставят в покое ни свой двор, ни наши городские федеральные программы. Очень многое решается активностью людей.
Конечно, когда там надо было переносить мусорную площадку, по логике, по здравому смыслу, ее нужно было перенести. Когда она была просто свалкой, никто не задумывался, где она находится. Но перенести ее в центр между домами никто не захотел, разумеется, никто из нас тоже не хочет согласиться. С точки зрения технической, вроде бы, надо поставить сюда, но жители поставили детскую площадку и, согласитесь, они были более логичны в этом смысле. Контейнерная площадка возникла стихийно, как та дорожка, которую люди протаптывают. Она осталась на территории, которая относится к легендарному «Шталагу». Оставлять там свалку неэтично, недостойно, это серьезная проблема. Сейчас пока она там остается, но это временно, вопрос решается давно, тяжело, спорно и, наверное, он будет решен тогда, когда мы сможем в целом переформировать оформление микрорайона.
Ведь он же вырастал достаточно стихийно - военное ведомство строило дома, чтобы там люди жили, но нужно же и благоустроить территорию. Во многих дворах, например, на улице Шестака, предусмотрены детские площадки, зоны отдыха, но есть проезды совершенно маленькие, узенькие. Между детским садом и домами той же улицы Шестака совсем крошечный проезд, и это плохо было рассчитано. Кроме того, пустырь, который сначала зарастал какой-то порослью, а теперь уже проросли деревья, превратился в такую рощу, через которую люди ходят в магазин, выгуливают собак.
Также есть дома по Юбилейной, 24 и 26, которые в 2024 году подлежат расселению. Это барачного типа домики, без всяких удобств, и мы рассматриваем вопрос, чтобы расселить их пораньше, в целом сделать план микрорайона и предусмотреть в нем и зону отдыха, не такую стихийную, а посадить красивые деревья. Парк будет явно размещаться на той территории, где стоял «Шталаг».
Надежда Назаренко: Каковы перспективы, это этот год, следующий, как вы считаете?
Ольга Федорова: Во-первых, во время контрольного выезда с Еленой Александровной Полонской, главой города, на май мы намечали рассматривать вопрос начала планировки микрорайона.
Надежда Назаренко: Но здесь явно сроки сместились.
Ольга Федорова: Да, тут сроки смещаются, но, что называется, переносится, но не отменяется Планировка должна быть сделана грамотно, потому что это не только микрорайон военного городка (хотя военные заслуживают, особенно сегодняшние военные, того, чтобы жить в красивом и удобном микрорайоне), но еще это лицо города - Юбилейная такая магистраль, которая на виду, и что мы видим, проезжая по ней: красивые дома, потом рощу, потом памятник жертвам фашизма, бывшую заправку, которую теперь тоже нужно будет переделать, с ней не продлен договор.
Еще важная проблема этого микрорайона округа - это отсутствие доступных магазинов по той же причине - военное ведомство на этих землях не разрешает ничего строить. Поэтому несколько ларьков сейчас решают какие-то проблемы, какие-то.
Надежда Назаренко: А эти земли планируется передавать муниципалитету?
Ольга Федорова: Сразу весь округ - нет, но частями - да, хотелось бы. То есть договориться о том, что мы сразу получим всю землю от военного ведомства, явно не получится. Но если получится, мы с удовольствием, конечно.
Надежда Назаренко: Когда она перейдет на баланс муниципалитета, вопросы, конечно, будут решаться быстрее?
Ольга Федорова: Да.
Надежда Назаренко: Если уж мы заговорили о том месте, где была заправка. Насколько я понимаю, там хотят разместить небольшой сквер. Но были слухи, что там хотели даже начать строительство жилых домов. Насколько эта информация подтверждена или это действительно слухи?
Ольга Федорова: Вы знаете, слухов сейчас будет много разных. Отчасти это слухи, отчасти это варианты решения застройки этого района и его благоустройства. Построить там дома - нет, это можно было сделать тогда, в лихие 90-е, а сейчас все равно это будет многократно продуманное решение и на уровне, прежде всего, юридическом, и на уровне согласования с жителями.
Надежда Назаренко: Это хорошо. Ольга Александровна, вы рассказали очень много о своих избирателях, которые сами участвуют в жизни своего округа. Как часто вы встречаетесь со своими избирателями, в какой форме, как они доносят до вас проблемы: приходят, пишут или вы к ним на встречи приходите?
Ольга Федорова: Вы знаете, есть социальные сети, которые сейчас как никогда показали свою актуальность, необходимость, действенность. На округе проживают родители моих школьников, ученики, бывшие ученики, мы списываемся в разных социальных сетях. Порой мне пишут люди, которых я не знаю лично, но мой телефон размещен в соцсетях, люди звонят и пишут. Ходить по округу и говорить: здравствуйте, я ваш депутат - я этого не делаю, но по необходимости мы всегда встречаемся.
Кстати, возвращаясь к теме благоустройства района, там же нужно не одну детскую площадку поставить, не один спортивный комплекс, современный, хороший. Мы поставили детскую площадку, и жители были очень рады и благодарны, но это прошлый век, хотя потрачены большие деньги. Надо все-таки идти в век 21-й. Большинство проживающих - военнослужащие, приезжающие из разных регионов и снова уезжающие. Многие из Сибири и с Дальнего Востока приезжают. Мы должны сделать так, чтобы они хорошо пожили в нашем городе, с удобствами, красиво, и уехали на другое место службы, оставив воспоминания и впечатления о городе.
Надежда Назаренко: Для этого нужны или спонсорские средства, или попасть в хорошую программу, чтобы идти в ногу со временем.
Ольга Федорова: Да, надо попадать в программы теперь. Кроме вот этой территории, в округ №7 входит часть улицы Юбилейной, Народной и Красноармейской. Это старый фонд, старые дома. Сейчас мы там построили детский садик, пристройку к 25-му и 47-му. Один сдан, другой будет сдан в ближайшее время. Сейчас очень активно, несмотря на мероприятия с изоляцией, идет строительство стадиона возле лицея «Развитие», и вот этот старый микрорайон приобретает новый облик, будет построен мощный спортивный комплекс.
Опять же у старого микрорайона остаются старые проблемы. Но там будет проведено асфальтирование: на улице Доставалова, в Гаражном проезде, на улице Шестака, во дворах и проездах. По улице Народной планируется оформление тротуара, которого частично нет, частично он был сделан. Это серьезная и давняя проблема. Еще нужны детские площадки во дворах, запланировано давно и требует своего решения строительство детских площадок.
Надежда Назаренко: Та территория, где строится стадион, около лицея «Развитие», там есть старые частные гаражи. Насколько я знаю, это тоже проблемный вопрос в связи с тем, что там и грязь была тоже, и мусор?
Ольга Федорова: Проблема уже устранена. Осталось там шесть гаражей, еще один гараж собственник должен вывезти.
Надежда Назаренко: Там планируется благоустройство?
Ольга Федорова: Обязательно будет благоустроена территория. Были спилены старые деревья. Жители говорят, что сами их сажали и теперь ратуют за то, чтобы их не было, потому что спустя 50 лет пора увидеть свет в окне.
Надежда Назаренко: Если жители не против, то почему нет. Я напомню, мы сегодня принимаем звонки, мы можете обратиться к депутату Псковской городской Думы Ольге Александровне Федоровой и узнать ответы на свои вопросы. Телефон 56-73-72.
Ольга Александровна, давайте поговорим, вы уже затронули эту тему, о Гаражном проезде. Это же важный такой объект, буквально стратегический, потому что его хотели сделать дублером Рижского проспекта. И планировалось, что его ремонт будет закончен в этом году. Как сейчас обстоят дела, не откладывается ли?
Ольга Федорова: Ничего не поменялось. Все остается в своих графиках. Конечно, есть проблемы, потому что Гаражный проезд очень маленький, расширять его просто некуда, там овраг, но, с другой стороны, вариантов у нас нет для дублера, поэтому он запланирован, поставлен в график и будет сделан. Тем более, что ремонт Рижского проспекта идет активно, и скоро потребуется этот самый дублер.
Надежда Назаренко: Я напомню, что Гаражным проездом собирались начать заниматься сразу после того, как сделают часть Рижского проспекта от Ленина до Юбилейной.
Хорошо. Еще в ваш округ попадает стадион на улице Юбилейной, где запланировано строительство новой школы. Как вы считаете, много было разных мнений по поводу того нужно ли строить школу на данном стадионе или все-таки оставить эту территорию для жителей, чтобы они там занимались спортом, гуляли с собаками и так далее. Вот, на ваш взгляд, нужно ли строить школу именно здесь, на этом стадионе? В принципе, там рядом достаточно много образовательных учреждений: 5-я школа, 23-я, 19-я.
Ольга Федорова: Дело в том, что все наши школы, включая 5-ю, 19-ю, 23-ю, мою, все переполнены. Допустим, та же 5-я школа по проекту была восьмилетней школой, а теперь она работает не только как средняя школа с большой наполняемостью классов, в две смены, она еще имеет детский садик. Сейчас школа работает с группой приема детей работников, которые заняты на производстве.
Лицей «Развитие» всегда был школой переполненной, сейчас там высокая численность детей, порядка 1400, у меня в лицее №10 1500 с лишним человек. В 23-й тоже большая численность, сейчас не скажу сколько, но особенность зданий наших школ в том, что они рассчитаны двухсменку. А направление не только министерства, но нашей жизни и здравого смысла в том, чтобы уйти на одну смену.
Сейчас на дистанционке родители говорят: первый плюс, который мы сразу же сфотографировали для себя — наконец-то, мой ребенок учится в первую смену. Плюс сомнительный, поиронизировали, но, тем не менее, школа нужна. Да, место не самое удачное, что говорить. Но так получается, если Завеличье стало столь перенасыщенным, перенаселенным микрорайоном, то надо учитывать условия игры.
Надежда Назаренко: Здесь же тоже придется вопрос решать с Министерством обороны?
Ольга Федорова: Нет, вопрос с Министерством обороны нужно будет решать, если строить школу на Доставалова, вот там пустырь Минобороны. Если сумеем эту территорию получить от министерства, то тогда школа будет построена на Доставалова, и в таком случае что-то разгрузится. Там не только магазина нет, там и школа нужна. Они долго очень ждали детского садика, сейчас он уже переполнен.
Надежда Назаренко: Там очень разросшийся микрорайон.
Ольга Федорова: Там и садик нужен, там не только школа нужна, там и садик переполнен. Поэтому нашли такой вариант: если получится построить школу там - построим. Решение было построить на Юбилейной, 45. Там небольшая территория занята под стадион, было время, когда проводились футбольные матчи, что-то еще, сейчас нет, надо уж там тогда оборудовать спортивную площадку.
Надежда Назаренко: Несколько лет там был заросший участок.
Ольга Федорова: Поэтому сказать, что место активно используется как спортивная площадка, нельзя. Люди больше настаивают, чтобы там была зеленая зона. Но это, во-первых, не мой округ, это я уже залезла, но залезла потому, что в этой сфере работаю. Людей, о коих не сужу,/Затем, что к ним принадлежу - как у Пушкина.
Если разобраться, конгломерат этих школ - 5, 23, 19, лицея «Развитие» - требует разгрузки. Школа на Доставалова нас не разгрузит, поэтому все говорят сейчас - администрация города, управление образования - нам нужно несколько школ, не одна, а и там, и там. Ведь мы так или иначе приняли точечную застройку внутри жилых микрорайонов. Почему бы не построить и школу. Да, это не лучший вариант, но если она хорошо впишется, почему нет.
Надежда Назаренко: А вы знаете мнение жителей по поводу строительства школы в этом районе? Как, соглашаются?
Ольга Федорова: Было общественное обсуждение, я туда приходила, были разные точки зрения. А потом было принято решение. Как всегда, разные точки зрения, разумеется, люди имели возможность высказаться - те, которые проживают непосредственно возле этой спортивной площадки спрашивали, будут ли оставлены сосны. Сосны будут оставлены было сказало Иваном Николаевичем (Цецерским - прим. ред.), он депутат по этому округу. Сохранится ли эта часть территории - сохранится.
Надежда Назаренко: То есть нашли какой-то компромисс?
Ольга Федорова: Это не более чем компромисс, конечно. Если школа была бы уже построена, туда бы ходили дети, то вопрос решился бы сам собой.
Надежда Назаренко: Раз мы уже подошли к теме образования, давайте часть нашей передачи посвятим вашей профессиональной сфере, поговорим о насущной на сегодняшний день проблеме - дистанционном обучении. Вы, как директор лицея №10, расскажите на примере вашего образовательного учреждения, как построен у вас этот процесс?
Ольга Федорова: Знаете, если начинать сейчас говорить на эту тему, то во первых строках своего письма я бы хотела сказать спасибо, выразить благодарность своим педагогам, которые ведут это дистанционное обучение, потому что приходится работать очень напряженно, 24/7. И не только напряженно, но очень творчески и разнообразно.
Вы знаете, если на начало дистанционного обучения в моем коллективе было 80 педагогов, которые работают дистанционно, то сейчас у меня их не знаю сколько. Это 80 педагогов в штате школы, плюс, как минимум 1,5 тысячи родителей. Дорогие мои родители, вы мои педагоги сейчас, поэтому говоря спасибо педагогам говорю спасибо вам. Плюс, бабушки, дедушки, тетушки, нянюшки, включая собак и котов, судя по тому, что дети выкладывают в социальных сетях, - все завязаны на эту тему. Поэтому педагогический состав моей школы разросся неимоверно. Я еще раз хочу сказать спасибо всем.
Я на всех школьных собраниях говорила, что по новому закону об образовании родители - участники образовательного процесса, если в этой фразе до дистанционки ключевыми словами были слова «участники процесса», то теперь ключевое слово «образовательного». Родителям очень непросто стать учителями. Хотя казалось, что лечить и учить умеют все, но это казалось до дистанционки.
Что я хочу сказать еще, очень важно. Очень много сейчас каких-то возмущений и жалоб, но мне, как директору школы, свои эмоции, гнев никто не выливал, гневных обращений никто не делал, не потому что они щадят меня или классных руководителей, наоборот, были благодарственные обращения или были вопросы. Мы созваниваемся, разговариваем, переписываемся, некоторых родителей я узнала только через социальные сети сейчас. На вопросы, на которые нужно ответить, мы отвечаем, что называется, разруливаем. Кстати, спасибо, дорогие родители учащихся 10-го лицея. Они не только защищают систему образования, но и благодарят нашу школу за организацию дистанционного обучения.
Вы понимаете, если бы мы сказали, что с 16 марта или с 1 апреля мы учимся дистанционно и все, точка, принимайте как хотите, тогда нас всех можно ругать, безусловно. Но это же вынужденная мера, этого никто не планировал, об этом никто не мечтал. Мы видели какие-то кусочки, мы использовали это как дистанционное образование, мы использовали это раньше, когда были на карантине по гриппу, для общения, для роликов. Но, понимаете, мы же не навязали это, ни управление образования, ни министерство. Мы пошли естественным путем, мы все заложники этого, но и пользователи этой системы.
Если посмотреть на картинку в школе на перемене, все дети стараются засесть в свои гаджеты. Если посмотреть на родителей, которые приходят забирать детей, сидят в вестибюле школы - все головы вниз. Это сегодняшняя действительность. Что мы узнали сейчас, что пользоваться этими гаджетами - целая проблема. Оказывается дети, допустим, в Вацапе, читая сообщение, если оно длинное, не знают, что чтобы продолжить, нужно нажать на «продолжить». Оказывается они не знают, что, пользуясь Скайпом, надо учитывать виден ли твой котик на экране. Дети говорят: ой, мама, моего котика не видно, я отдельно ролик сниму. Вот такие вот вещи.
Надежда Назаренко: То есть новые технологии изучаются более подробно?
Ольга Федорова: Да. Мы все время призывали родителей: учите детей. У нас на апрель было запланировано родительское собрание, чтобы обсудить какими сайтами пользоваться для развития. Игры - это игры. Оказывается, детям в основном покупаются дорогие смартфоны для того, чтобы они были геймерами, что называется, более или менее, а надо учиться. Это и у нас в школе, и в других.
Надежда Назаренко: Ольга Александровна, а скажите, пожалуйста, по поводу претензий. Некоторые родители называют дистанционное обучение обычным самостоятельным обучением. Они говорят (не знаю в каких школах, во всех по-разному делают), что присылается задание, и ребенку нужно самому его выполнить, сфотографировать, отправить, за это он получает какую-то отметку. И родители считают, что фактически это не обучение, а раздача заданий и получение ответов и все. Как вы относитесь к таким претензиям и к такой форме обучения?
Ольга Федорова: Я отношусь к таким претензиям с пониманием, родители — не профессиональные педагоги, они так видят. Но давайте посмотрим на проблему иначе. К примеру, у нас есть телемедицина, она очень активно задействована, и что мы видим: у нас каждая больница может воспользоваться этой телемедициной, вот сейчас, в этих экстренных условиях, когда необходимо? Нет. Соответственно, в образовании то же самое - телеобучение не задействовано. И то, надо сказать, что оно тотально распространено у нас, сейчас много платформ и каждый учитель задействует разные платформы. Кому-то удобнее на «Учи.ру», кому-то на областном цифровом уроке. Каждый учитель пользуется разными методичками, разной литературой при ведении обычного урока и сейчас пользуется разными платформами, в том числе обычный учебник никто не отменял.
Самообразование прописано в законе об образовании, ребенок даже обязан заниматься самообразованием. Я не хочу называть дистанционное обучение обязательным самообразованием, но в любом обучении, на классическом уроке есть самостоятельная работа ребенка.
Учитель - это модератор урока, его задача дать ребенку вектор для развития, для самостоятельной работы, а не транслировать. Это в каком-нибудь довоенном и послевоенном году учитель был единственным источником информации, сейчас их много и не учитывать это нельзя, поэтому как в дистанционном обучение обойтись без самостоятельной работы? Ну как? В любом случае это 15 минут у экрана, если помнить о санитарных нормах, остальное время - самостоятельная работа. Дорогие родители, вы поймите, ваша задача - проконтролировать, чтобы ребенок сел за стол, учебники, тетради, ваша задача - организовать, как и раньше, только раньше отвести в школу, проверить, пошел ли он в школу, а теперь - сел ли за стол.
Научить английскому, немецкому, математике - это задача все равно учителя, и те задания, которые учитель дает, пусть дистанционно, указывая номера параграфов и упражнений, он отсортировал. Допустим, он предлагает посмотреть на сайте ролик, но с такой-то минуты, время уже отсортировано. А ребенок не понимает, как посмотреть с такой-то минуты. Даже это оказалось проблемой.
Надежда Назаренко: Ольга Александровна, очень интересные моменты вы обозначаете, которые вскрыло дистанционное обучение. Вот еще одна претензия родителей, которую хотела назвать, - это излишняя нагрузка на ребенка. Кого-то раздражают уроки пения, кого-то уроки физкультуры у них дома. Как вы считаете, нужно на время такой кризисной ситуации, которая сейчас сложилась в связи с коронавирусом, освободить школьников от каких-то второстепенных предметов, например?
Ольга Федорова: Министерство и комитет по образованию нам дали рекомендации. У нас все эти рекомендации очень точечно отсортировываются, регламентируются с позиции уже города, управления образования. Мы получаем почту, у нас есть группа директоров в Вайбере, и Анна Сергеевна (Кузыченко — начальник управления образования администрации города Пскова — прим. ред.) очень подробно и детально выдает нам информацию, что делать, что не делать, где быть самостоятельными, где воспользоваться рекомендациями. Поэтому я очень благодарна. Мы работаем в режиме 24/7, Анна Сергеевна тоже начинает 7.30, и последняя ее публикация была в 23.55, к примеру, а это суббота была между прочим.
Вы понимаете, мы не занимаемся какой-то отсебятиной. Родители думают, что учитель что-то придумал и дал. Я своим педагогам все выкладываю, передаю то, что нам дало управление образования. Очень многие методические рекомендации делают завучи администрации школы. Это не просто так. И вы знаете, такой перфекционизм естественен - мы привыкли к лучшему. Но вот, например, в США, казалось бы, во многих муниципалитетах родители приходят в полицейский участок, чтобы забрать там бумажку с заданием для ребенка. Это сегодня, сейчас. Я специально проверяла, что продвинутая страна делает. Вот не знаю, что там делает Япония, не посмотрела.
Не обижайтесь на нас, родители дорогие, не обижайтесь, постарайтесь понять. Что касается музыки и всего остального - посмотрите, о чем еще говорят и стало много публикаций в соцсетях - психологическая разгрузка должна быть. А что же будет психологически разгружать как не физкультура или музыка? Родители тоже разные, некоторые говорят: что вы, что вы, вы только нас не бросайте, дайте нам ссылочки, мы будем смотреть и слушать. И учителя дают ссылки. Все в очень щадящем режиме. Если кто-то где-то перегнул палку - обратитесь вы к учителю, завучу, директору.
Надежда Назаренко: Нормальное личное общение.
Ольга Федорова: Да. Кстати, дети по нему соскучились очень. Мы тоже очень соскучились по вам, дорогие дети. Родители звонят и говорят: мы вас когда-нибудь еще увидим, Ольга Александровна? Мы очень по вам соскучились, мы очень вас ждем и надеемся, что будем так рады старому и забытому уже на это время нашему обучению. Я очень благодарна родителям за понимание, за добрые слова, за вопросы, порой гневные, но мы всегда заканчиваем разговор пониманием, спасибо им за это.
Не могу не выразить особую благодарность своим коллегам из управления образования, Анне Сергеевне отдельно - я могу вам потом показать, какого объема инструкции мы получаем, без нервов, выдержанные и по существу. Это организует нас, структурирует нашу работу, мы не случайно даем указания.
Надежда Назаренко: Наша передача, к сожалению, подошла к концу. Большое спасибо, что пришли к нам, рассказали, успокоили родителей.
Ольга Федорова: Я не знаю, насколько я успокоила, но, если есть волнения звоните, обращайтесь прямо в школу, пожалуйста. Всем удачи, до встречи, возможно, в этом учебном году, ну а в следующем - обязательно.
Надежда Назаренко: Спасибо большое. Это была программа «Гайд-парк». До свидания.