После массовых проверок надзорных органов одна из крупнейших российских торговых сетей «Светофор» закрыла часть действующих магазинов. За два месяца их общее число сократилось почти на 10%. Потеря трафика обернется для ритейлера снижением выручки уже по итогам 2024 года. В дальнейшем проблема может обостриться: от сотрудничества со «Светофором» начали отказываться поставщики.
Количество работающих магазинов сети «Светофор» начало сокращаться. На 1 февраля действовали 2,2 тысячи точек, к началу января значение снизилось на 7%, декабря — на 9,8%, подсчитали в «Infoline-аналитике».
«Светофор» — сеть супермаркетов-дискаунтеров, основанная в 2009 году Сергеем и Андреем Шнайдерами. Первый объект открылся в Красноярске, но сейчас они представлены в большинстве регионов страны. Магазины, как правило, располагаются на значительном расстоянии друг от друга в малопривлекательных помещениях и ориентируются на потребителей с низким бюджетом, пишет «Коммерсантъ».
По результатам 2023 года «Светофор» занял пятую позицию в рейтинге крупнейших FMCG-сетей России, показав рост выручки на 8% год к году. Но затем обороты ритейлера начали снижаться из-за падающего трафика. Согласно предварительным подсчетам «Infoline-аналитики», падение по итогам всего 2024 года составит 5%, до 379,6 млрд рублей. Негативный тренд прослеживается на фоне роста оборотов других крупных ритейлеров. У X5 (сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Чижик») за 2024 год он вырос на 24,2%, до 3,9 трлн рублей «Лента» прибавила 44,2%, до 888,3 млрд рублей.
Закрытие магазинов в последний месяц связано в том числе с действиями регуляторов и проверками деятельности компании, предполагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В самом «Светофоре» на вопросы оперативно не ответили. С критикой «Светофора» в конце прошлого года выступал депутат Госдумы Сергей Лисовский. Изданию Shopper`s он заявлял, что ритейлер обходит нормы закона о торговле. Поставщики заключают соглашения не с магазинами, а с логистическими центрами. Это позволяет использовать договоры комиссии, не выкупая товар. «Светофор», по мнению парламентария, также допускает возвраты продукции со сроком годности до 30 дней и ее утилизацию за счет поставщиков.