Продавцам запретят собирать с покупателей чрезмерно подробные персональные данные, в одностороннем порядке менять цену и сроки оказания услуг, отказывать в обслуживании без приобретения дополнительных позиций. Псковская Лента Новостей изучила, как с 1 сентября изменятся права потребителей и почему мобильные операторы по-прежнему смогут регулярно повышать тарифы.
С 1 сентября в России начинают действовать поправки в закон «О защите прав потребителей», принятые Госдумой в апреле. С этого дня продавцы товаров и исполнители услуг не смогут безнаказанно включать в договор «ущемляющие условия». Важно также то, что через запятую с продавцами впервые упомянуты владельцы агрегаторов. То есть условная служба заказа такси больше не сможет пользоваться аргументом: «Мы только собираем заказы и передаем водителям». Также новые положения касаются импортеров, что приобретает особую актуальность после ухода с российского рынка ряда западных компаний и с развитием параллельного импорта.
«Борьбу с ущемляющими условиями мы ведем давно, - говорит Марина Никулина, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Псковской области. - Их и раньше было запрещено включать в договор, но сейчас конкретизировали. Раньше мы сами искали положения договоров, противоречащие законодательству».
Новые положения закона распространяются также на договоры, заключенные до его вступления в силу. Если в договоре есть пункты, противоречащие новым нормам, они признаются ничтожными, то есть не действуют. Продавец обязан возместить покупателю убытки, понесенные из-за таких условий.
«В последние месяцы жалоб на ущемляющие условия не было, - продолжает Марина Никулина. - Как правило, крупные организации уже в курсе, стараются работать в соответствии с законодательством. В редких случаях нарушают его маленькие предприниматели. Устанавливают подсудность по месту своего нахождения, а потребитель имеет право обращаться в суд по месту жительства или по месту заключения договора. Бывает, уменьшают неустойку, правилами установлены 3% от суммы договора за каждый день просрочки, пытаются ее снизить до половины процента. Как правило, хватает предостережения».
В прописанных законодателем ущемляющих условиях обращает на себя внимание пункт о запрете повышать цену в одностороннем порядке. Абоненты мобильных операторов сразу могут вспомнить регулярный рост тарифов. Что же, теперь придет конец произволу связистов? Все оказалось не так просто.
«Когда мы заключаем договор, часто цена не прописана, - объясняет Марина Никулина. - Предусмотрено, что применяется тарифный план. А он состоит не только из цены, это совокупность условий. Оператор изменяет тарифный план, увеличивает цену, но вместе с ней и пакет минут, и количество трафика. За десять дней он обязан об этом уведомить, а потребитель может выбрать, хочет ли он дальше пользоваться услугой на новых условиях».
Другой не менее любопытный пункт нововведения связан с персональными данными. Кто хоть раз пытался оформить карту постоянного покупателя, помнит, как вынужден быть чуть ли не всю биографию до седьмого колена предоставить. Как минимум - имя с фамилией, телефон, электронную почту. А потом получить туда тонну спама. Передал свои контакты одному - считай, вывесил их на билборде в центре города.
С 1 сентября продавцам запретят отказывать в заключении договора, если потребитель не хочет предоставлять персональные данные. Передачу каких персональных данных посчитают избыточной, будет понятно за первые месяцы правоприменительной практики. Важно, что вместе с изменениями в закон «О защите прав потребителей» в силу вступают поправки в КоАП.
Такая мера позволяет надеяться, как минимум, на снижение числа звонков и сообщений с рекламным спамом. С этой же целью в начале лета антимонопольная служба вместе с операторами запустила сервис для подачи жалоб на спам-рекламу.
«В связи с тем, что мы очень активно ведем эту борьбу, штрафы накладываем, такой рекламы стало меньше, - отмечает руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец. - Если раньше компании вообще не спрашивали согласия на рассылку или писали о ней мелким шрифтом, то судебная практика сказала, что согласием можно считать только явно выраженную волю».
Также в сентябре вступают в силу поправки в закон «О персональных данных». Те, кто их обрабатывает, обязаны будут в течение суток сообщать в Роскомнадзор об утечках, их причинах, предполагаемом вреде и мерах по устранению последствий. Через трое суток – о результатах внутреннего расследования инцидента.
За последнюю неделю произошло две крупных утечки персональных данных. 28 августа стало известно, что злоумышленники получили доступ к базе онлайн-кинотеатра Start с данными за прошлый год почти 44 млн аккаунтов с телефонами и адресами электронной почты. 29 августа утечку своей базы подтвердила курьерская служба СДЭК. Слитые данные содержат информацию о 120 тысячах отправлений с именами, фамилиями, телефонами, почтой и датами рождения. После этой новости СМИ сообщили об обсуждении в правительстве введения штрафов в 1% от оборота для компаний, допускающих подобные инциденты.
Юлия Магера