Отвлечемся ненадолго от зимы за окном, сугробов и нечищеных дворов. Придет время - снег и лед сойдут с псковских дорог. Настанет весна, а вместе с ней непреодолимое желание поддать газку и вдавить тапку в пол. Внимание водителей снова будет сосредоточено на качестве дорог, светофорах, дорожных знаках и разметке. Условия движения меняются достаточно часто, большое количество изменений произошло за последние месяцы. Попробуем оценить новшества в организации дорожного движения, появившиеся в Пскове и Псковской области за последний год.
От белого к синему
Одним из наиболее заметных событий в конце 2009 - начале 2010 года стало «посинение» ряда деревень Псковской области, прорезаемых федеральными дорогами. Дорожные знаки с названиями населенного пункта на белом фоне сменили на аналогичные на синем фоне. Разрешенная скорость движения выросла с 60 до 90 километров в час. «Посинение» вызывает двойственные чувства. С одной стороны, это явный признак вымирания деревни. С другой стороны, радует возможность двигаться с крейсерской скоростью в заброшенных деревнях, не опасаясь появления инспектора с радаром в руках из ближайших кустов. Практика повышения разрешенной скорости коснулась участка трассы М-20 «Санкт-Петербург - Киев», проходящего в границах Пскова. На безлюдном участке дороги повысилась разрешенная скорость. В пределах жилых кварталов «максималку» разумно оставили прежней - 60 километров в час.
Повышение разрешенной скорости, безусловно, - позитивный сигнал, свидетельствующий о готовности власти идти навстречу пользователям автодорог. Более привычны для псковичей разнообразные запреты и ограничения. Например, центр Пскова довольно бестолково уставлен знаками, запрещающими стоянку и остановку транспорта. На большинстве центральных улиц Пскова действуют ограничения скорости «40» и «50», причем далеко не все можно оправдать заботой о безопасности пешеходов.
К сожалению, реформа дорожных указателей не коснулась региональных дорог. При въезде в Пушкинские Горы со стороны Новгородки, при условии соблюдения правил дорожного движения придется долго держать скорость 60 километров в час, разглядывая в окно леса и поля. Сельские пейзажи царствуют на въезде в Палкино со стороны Острова. Можно привести немало примеров других несоответствия дислокации дорожных знаков реальным условиям дорожного движения. В некоторых деревнях знаки предписывают сбросить скорость до 40 - 30 километров в час в местах перегона скота, который давно вырезан.
Резиновый друг пешехода
В Пскове весной 2010 года городские власти начали масштабную кампанию по ограничению скорости движения транспорта возле школ. Поводом для нее послужило серьезное ДТП у школы №4. 7 апреля водитель Honda-CRV сбил трех детей и женщину. После этого началась установка искусственных дорожных неровностей (ИДН) и знаков ограничения скорости «40 километров» у детских учреждений. Как ни странно, до апрельского случая ИДН были скорее исключением, чем правилом. Отметим, все установленные неровности - заводского изготовления из резины. Практика использования асфальтовых «лежачих полицейских» в Пскове в последние годы сокращается.
Кое-где дошло до перегибов. У школы №4, с которой все и началось, огорбатили межквартальный проезд между Рижским проспектом и улицей Коммунальной. На проезжей части давно разместились естественные дорожные неровности, тратить бюджетные деньги на установку искусственных было необязательно. На улице Юбилейной с интенсивным движением транспорта в районе школы №10 зачем-то ограничили скорость движения до 40 километров в час между двумя светофорами.
За установкой «лежачих полицейских» с интересом наблюдали пешеходы. Некоторых наблюдение сильно вдохновило. Стали поступать просьбы установить препятствия где попало, вплоть до улицы Юбилейной.
Изменения в организации движения в 2010 году происходили в основном по инициативе властей. Между тем, у псковичей появилась возможность представить чиновникам свои предложения и обращения с помощью сайта губернатора Псковской области. Вопросы по дорогам активно обсуждаются пользователями сайта. Информация о работе с обращениями, поступившими на «Турчак.ру», заслушивается на заседаниях областной и городской комиссий по безопасности дорожного движения.
Правда, с реализацией предложений дело обстоит не совсем радужно. Не состоялось одно из наиболее ожидаемых решений - об организации разворота на улице Юбилейной напротив ТЦ «ПИК-60». Решено обустроить в 2011 году полноценный перекресток улиц Юбилейной и Кузбасской дивизии с организацией светофора.
Все бегут, а он им светит
В 2010 году на псковских дорогах появилось четыре светофорных объекта. Один установили к 9 мая на автодороге Санкт-Петербург - Киев в Черёхе (Псковский район) у военной части возле «купола». В сентябре заработал еще один на перекрестке улицы Николая Васильева с Зональным шоссе (первый в районе Любятово). В декабре включили два новых светофора на Рижском шоссе в связи с открытием гипермаркета «Лента». Отметим, что первый установлен за счет Росавтодора, последние два - на инвестиции частной компании.
Необходимость установки светофоров вызывает нарекания многих пользователей автодорог. Например, в Любятово на магистральной улице Н. Васильева появились первые заторы. С другой стороны, облегчен выезд со второстепенных направлений, безопаснее чувствуют себя на дороге пешеходы. Что бы ни говорили противники новых светофоров, постоянный рост автопарка заставляет все чаще прибегать к использованию технических средств регулирования дорожного движения.
В 2010 году планировалось установить светофор на федеральной автодороге А212 Псков - Рига в Неёлово (Псковский район). Тогда не хватило средств, возможно, решение будет выполнено в 2011 году. Кроме того, городские власти планируют осветофорить перекрестки Коммунальная - Печорская и Вокзальная - Бастионная. Столкновения на пересечении Бастионной и Вокзальной происходят довольно часто. По соседству на выезде с Привокзальной площади, где давно напрашивается светофор, страдают водители городских автобусов.
Нерешенной остается острая проблема - закрытая для частного транспорта площадь у железнодорожного вокзала. Рядовые водители претендуют на право стоянки, монополизированное автобусным парком и таксистами. По официальной информации, еще в августе 2009 года управление капитального строительства Пскова начало прорабатывать возможную реконструкцию. С тех пор ничего не изменилось.
По словам специалистов, в Пскове сохранилось довольно много старых ламповых светофоров. Они сильно уступают новым светодиодным светофорам по рабочим характеристикам и экономичности, а также требуют постоянного визуального осмотра и замены ламп. В Пскове светодиоды расположены преимущественно на городских окраинах, где светофорное регулирование стали применять позже. В центре преобладает «лампа», причем большая часть старых светофоров сосредоточена на центральных улицах. На Октябрьском проспекте все пять светофоров - ламповые, на улице Яна Фабрициуса - два из трех, на Рижском проспекте - три.
Европейское кольцо по-псковски
Ожидаемым событием года стали новые Правила дорожного движения в России, вступившие в силу с 20 ноября. Одним из основных нововведений стал «приоритет» транспортных средств, находящихся на кольце. Многие с волнением ждали перехода псковских кольцевых перекрестков на европейский принцип движения и новых пробок на площадях Победы и Героев-десантников. Однако оказалось, что в Псковской области приоритет изменился только на одном кольцевом перекрестке - улиц Труда и Инженерной возле здания областного ГИБДД. Видимо, для удобства наблюдения за ходом эксперимента. Мол, остальные перекрестки ненастоящие.
Кольцевые перекрестки Пскова по-прежнему доставляют немало неудобств. Въезжая на круг на площади Победы с улицы Советской от Городского культурного центра, нетрудно свернуть себе шею, наблюдая за потоком машин на главной дороге. В таком положении запросто можно въехать в чью-нибудь машину или получить удар самому. И даже справа вас могут объехать по разделительной полосе. Как в анекдоте: только в России, выезжая на дорогу с односторонним движением, надо смотреть налево и направо.
Аварии на кольце происходят почти ежедневно. Однако официальная статистика ГИБДД их в учет не берет, ведь в аварии страдает одно «железо». По утрам затруднен выезд на площадь Героев-десантников со стороны Завокзального района, здесь сходятся два больших транспортных потока.
Для двух «колец» 2010 год стал судьбоносным. На площади Победы была установлена гранитная стела в честь присвоения Пскову звания «Город воинской славы». Место установки выбирал городской совет ветеранов. Решение, мягко говоря, спорное. На пустовавший круглый газон напротив здания ГКЦ давно норовили установить какой-нибудь памятник для завершения ансамбля площади, посвященного военно-героической тематике. С другой стороны, непонятно, почему потребовалось ставить стелу именно в центре напряженного движения посередине площади, провоцировать пешеходов на нарушения ПДД и тратить деньги на перенос подземных коммуникаций и установку ограждения.
Сразу после открытия памятника его облюбовали свадебные кортежи. По словам директора управления капитального строительства Псковской области Евгения Малинина, к 2012 году предлагается создать пешеходный подход к стеле со стороны ГКЦ. Не исключена установка нового светофора с кнопкой. Можно не сомневаться: дорожная обстановка на площади Победы в будущем только усложнится.
Изменения произошли и на Октябрьской площади. Круг в центре, ранее обозначенный обычной разметкой, теперь выделен поребриком. Пешеходных переходов, к счастью, к нему прокладывать не собираются.
Знаковая политика
Изменения в расстановке дорожных знаков и разметке происходили в силу нескольких причин:
Первая - последствия серьезных ДТП. Кампанию по городским школам мы подробно описали выше, поэтому не будем останавливаться отдельно. Еще один известный пример - ограничение скорости на улице Инженерной после смертельного ДТП.
Вторая - ремонт дорог. В большей степени это касается дорожной разметки. Обновленная схема разметки на площадях Ленина и Октябрьской сделали движение более удобным. В частности, при повороте с улицы Поземского на Рижский проспект нарисованы прерывистые линии, дабы два ряда поворачивающих автомобилей не мешали друг другу. Не обошлось без ляпов. При выезде с Ольгинского моста правый ряд оказался очень узким. По-прежнему, в Пскове почти не используется долговечная краска из термопластика. Каждый год рисование на проезжей части начинается сначала. Отметим, нарисованная в 2010 году разметка стала несколько благосклоннее к водителям. Например, разрешены левые повороты с Красноармейской набережной на ул. М. Горького на их пересечении, с Рижского проспекта на ул. Шестака.
Третья - уборка снега. Зимой 2010 - 2011 года администрация города и ГИБДД ограничили стоянку автотранспорта с целью уборки снега. На улицах Пскове получили большое распространение знаки, запрещающие стоянку по четным или по нечетным дням.
Четвертая - точечная установка дорожных знаков по заявлениям граждан и организаций.
Пятая - туристическая политика. Активная политика региональной администрации по привлечению туристов в Псковскую область приносит свои плоды. На дорогах появились дорожные знаки на белом фоне, указывающие на памятники истории и архитектуры. Надписи выполнены на русском и английском языках. Например, в Пскове на Рижском проспекте и улице Юбилейной появились знаки «Мирожский монастырь», в деревне Спицыно на автодороге Псков - Гдов установлен указатель на храм Петра и Павла. Въезды в Псков стали более благородными и колоритными. Со стороны Санкт-Петербурга, Киева, Гдова и Риги установлены стилизованные знаки «Псков».
Шестая - ревизия пешеходных переходов в Пскове. В Пскове упразднили несколько опасных пешеходных переходов - на Ольгинском мосту и мосту 50-летия Октября, на Рижском проспекте возле АЗС.
Заметным событием для Пскова стала организация в ноябре 2010 года штрафстоянки на улице Белинского по инициативе главы администрации города Петра Слепченко. Отныне с нерадивыми псковичами борются не только с помощью многочисленных знаков и редких штрафов, но и с помощью эвакуатора. Особых успехов пока не видно, но радует сам факт: слабо работающая установка на правосознание водителей дополнена хорошим «кнутом».
До наведения полного порядка с дорожными знаками Пскову далеко. Некоторые псковские перекрестки имеют неполный комплект необходимых дорожных знаков. Например, на перекрестке улиц Красноармейской и Петровской нет ни одного знака «Главная дорога». В проезде вдоль рынка «Маяк» действует одностороннее движение. Об этом свидетельствует знак «Конец дороги с односторонним движением». Правда, обозначающий начало знак где-то потерялся.
Подведем краткие итоги: за прошедший год в «дорожной политике» заметны определенные изменения в лучшую сторону. Дорожная среда стала несколько удобнее. Некоторые решения (штрафстоянка) при правильном подходе могут принести определенные плоды в будущем. Часть решений не бесспорна, их целесообразность остается под сомнением. Иногда сами авторы признаются в неправильных решениях, как это было с улицей Кузнецкой в Пскове. Три года спустя на Кузнецкую вернули одностороннее движение. Большой проблемой остаются дорожные заторы и отсутствие комплексного подхода к регулированию транспортных потоков. Не исключено, что в ближайшее время подход изменится, по крайней мере, в Пскове. Во всяком случае, затеянная городскими властями паспортизация улиц позволяет надеяться на это.
Денис Бахтин
P.S.
Подземных пешеходных переходов установлено - 0.
Надземных пешеходных переходов установлено - 0.