Онкобольные пожаловались в редакцию Псковской Ленты Новостей на неудобный автобус до диспансера и сложности с пешим путем до конечной остановки на вокзале. После обращения журналистов автопарк заявил о готовности подстроиться под пациентов.
В июле этого года у 57-летней псковички Валерии нашли рак. Во время профилактического осмотра в поликлинике УЗИ показало опухоль молочной железы. Медики направили ее в местный онкодиспансер, там назначили курс химиотерапии. После первой же капельницы женщина столкнулась с проблемой, которая к медучреждению напрямую не относится, но влияет на физическое и моральное состояние больных - с проблемой транспорта.
«Во время химиотерапии происходит, по сути, отправление организма, - рассказывает Валерия о том, в каком состоянии пациенты находятся после процедур. - Убивая вредоносные клетки, препараты уничтожают и здоровые. Процедура длится всего 30-40 минут, но после нее нужна реабилитация длиной в три недели».
Через 21 день восстановления женщина приезжает на следующую капельницу. В пути туда она еще относительно бодра (насколько может себя чувствовать бодро онкобольной), проходит пешком с конечной остановки у железнодорожного вокзала или подстраивается под расписание редкого автобуса №14а, делающего остановку у онкобольницы. Путь в обратном направлении требует куда больших усилий. До вокзала нужно пройти без малого километр. В летнюю жару каждый метр давался с особенным трудом. Дождаться автобуса, который останавливается рядом с клиникой, - задача почти невозможная.
Маршрут 14а запустили в начале 2017 года, через несколько месяцев после переезда онкоцентра на улицу Вокзальную. Ходит он всего шесть раз в день. Первый раз за утро оказывается у диспансера в 8:56, хотя свои двери медучреждение открывает в 8:00, то есть к открытию на нем не поспеть. И тяжело на нем выбраться в город, промежутки между рейсами могут превышать два часа.
«После процедуры в клинике предлагают полежать, - Валерия знает способ в относительном комфорте дождаться автобуса, - можно даже переночевать. Но не у всех обстоятельства позволяют. Кто-то откапался, побежал на работу. Два часа ждать не у всех есть возможность. Вот мы и вынуждены идти пешком до вокзала или заказывать такси, а это совсем недешево. Нас много, пока сама не заболела, не знала, что столько людей в городе с онкологией».
Женщина обратилась в редакцию ПЛН, потому что искала, но не нашла сообщества, объединяющие в Пскове онкобольных и помогающие в решении проблем. Единственная группа «ВКонтакте» оказалась малочисленной и не обновлялась с конца прошлого года.
«Люди оставлены наедине сами со своими проблемами, - считает Валерия. - Тебя касается, сам справляйся. Центр у нас, конечно, приятный, очень чистый, палаты аккуратные, врачи все расскажут. Познакомилась с девушкой, та до этого в Петербурге лечилась, говорит, препараты и оборудование те же самые, уровень псковских врачей считается неплохим. Но нам не хватает поддержки. Самостоятельно ищешь людей, которые через это уже прошли, пытаешься понять, что будет дальше. Все незнакомое и непонятное, многое пугает. Сомневаюсь, что нашей бедой с транспортом кто-то проникнется».
Звоним в автопарк. Больших надежд не питаем, рассчитывая услышать привычное: «Денег нет, автобусов нет, водителей нет, кондукторов нет». Однако на том конце провода внезапно раздается:
«Не хватает автобусов, водителей и кондукторов, это так. Ну, и что? Людей-то надо перевозить. Мы ж для населения работаем. Тем более, речь идет о лечебном учреждении. Необходимо обращение с конкретными пожеланиями, - генеральный директор «Псковпассажиравтотранса» Юрий Михайлов сходу намечает конкретный порядок действий. - Нам бы понять потребность, тогда будем корректировать расписание. Не надо никаких подписей собирать. Нам только надо знать, когда людям удобно. А то сделаем свое расписание под режим труда и отдыха водителей, но при этом не учтем пожелания пациентов, а это важно».
Он напоминает, что было скорректировано расписание «двойки» с учетом потребностей пациентов областной больницы. Отмечает, что с началом сентября особое внимание уделяется рейсам до учебных заведений, куда ведет единственный маршрут, например №4 до агротехнического колледжа или №22 до профессионального лицея №15 в Овсище. И анонсирует изменения на маршруте №30: с началом учебного года он стал более востребованным, чем даже «одиннадцатый», потому что заходит к недавно построенным домам за новой «Лентой». С 20 сентября автобусы по этому маршруту будет ходить в две смены, то есть начинать раньше, а заканчивать позже. То есть подвигать расписание, возможность есть.
Кто лучше главврача знает, когда в онкоцентре пиковые нагрузки, и вал пациентов, которым нужно до него добраться и уехать потом обратно?
«Основной поток, - сообщил главврач Псковского областного клинического онкологического диспансера Александр Юров, - идет на консультативный прием, госпитализацию и диагностику с 8 утра до 14 часов. За это время через нас проходит максимальное число людей».
В этом интервале автопарку и следует запускать автобусы. Какое количество рейсов - это уже по возможностям, а они, к сожалению, известны. Пациентка Валерия добавляет свои пожелания: первый рейс хорошо бы пускать к открытию клиники в восемь утра. И подкорректировать маршрут. Сейчас он ходит, как обычный 14-й (только без заезда в Любятово). Жителям гигантского Завеличья было бы удобнее что-то приближенное к «двойке». Или вовсе не нужно ничего придумывать, а просто отправить «двойку» через онкоцентр. Из-за ремонта улицы Яна Фабрициуса она все равно проходит сейчас совсем рядом.
В любом случае, самое главное, закрыть наиболее узкое место - расстояние между диспансером и остановкой на вокзале. Оттуда пассажиры уже смогут попасть в любую точку города. Псковская Лента Новостей будет следить за изменениями в транспортной доступности онкоцентра.
Юлия Магера