Предлагаем вашему вниманию текстовую версию программы «Беседка», которая вышла в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM) сегодня, 21 марта. Гость студии - директор ГБУ «Псковавтодор» Павел Кипрушев. Ведущая Любовь Кузнецова обсудила с ним, как прошел завершившийся зимний сезон содержания автодорог, планы по ямочным, гарантийным и капитальным ремонтам на текущий год, и некоторые другие темы, связанные с деятельностью предприятия.
– Тема нашей программы сегодня – завершившийся зимний сезон содержания автодорог. Павел Александрович, как он прошёл для «Псковавтодора»?
– В этом году зима у нас затяжная. Уже конец марта, а погода нормализовалась только на этой неделе. Снег начал обильно таять, и вскрылся ряд проблем – тот же ямочный ремонт, который у всех на устах. Прежде всего, я хотел бы сказать, что зима не застала дорожников врасплох. Единственное, я прошу учесть, что мы бюджетная организация, есть бюджет, который ограничен. Мы учитываем прошлые года, анализируем постоянно, сколько выпало снега, планируем закупку материалов. В этом году, я считаю, мы подошли к работе достойно. У нас всего было в запасе.
В этот сезон 23 тысячи кубометров снега вывезли с дорог региона, в прошлом году эта цифра была несколько больше – 27 тысяч кубометров. Но скажу честно, мы оперативно отработали, у нас в этом плане работа со службой МТУ налажена. Был использован имеющийся запас холодной асфальтовой смеси. Более того, мы пошли на увеличение закупки с запасом, дабы избежать аварийной ямочности.
В целом я считаю, что сезон зимний у нас закончился благополучно. Был ряд моментов, когда поступали жалобы от граждан. Благодарю за обратную связь, мы анализируем каждое письмо от жителей и вносим корректировки в планы. Сейчас зима отступила, начинаем оперативно отрабатывать уже уборку дорог после зимы. В частности, вот уже с сегодняшней ночи мы приступили к уборке автобусных остановок. Был выведен мини-пылесос, который заправлен специальными химическими добавками – шампунем. Бригады работают в день и в ночь. Сейчас, пока идет вся слякоть и грязь, убираются лотковые зоны. Уже на этой неделе планируем вывести два пылесоса – прицепной и мини-пылесос – приступим уже к более детальной уборке от грязи, которая у нас накопилась после зимы.
– Много ли, на ваш взгляд, в минувшем теперь уже зимнем сезоне было переходов температуры через ноль?
– В этом сезоне переходов температуры через ноль было больше, чем в прошлый год. Все дорожные службы ориентируются на прогноз. Когда погода «пляшет», приходится лавировать на месте, корректировать планы. Переходы через ноль сказываются и на дорожном покрытии: на него идет дополнительная нагрузка, асфальт разрушается.
– То есть прежде всего подрядчики, у которых на гарантии дороги, будут заниматься устранением недостатков?
– Мы мониторим состояние всех дорог, содержание покрытия находится в рамках гарантийных обязательств. На каждый вид покрытия есть свои гарантийные обязательства. При наступлении устоявшейся температуры, когда запустятся асфальтобетонные заводы, у нас планируется диагностика ранее выполненных дорог. Служба контроля качества проедет по всем объектам и вынесет предписания, если были выявлены какие-то дефекты после зимы.
– Как это обычно происходит? Я понимаю, что в зависимости от состояния дорожного полотна, но все равно, какие есть технологии и что обычно вам пишут в контракте?
– Если это в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», там уже не может быть каких-то полумер. Подрядчик должен выполнить качественно. Заключая контракт, вы прекрасно знаете, что по перечню будете обязаны сделать. Поэтому нужно отдать должное, все подрядчики относятся с пониманием, в Псковской области работают ответственные подрядчики, в последнее время не было проблем именно по устранению недостатков. Но я хочу сказать, что по программе нацпроекта «Безопасные качественные дороги» состояние дорог – ответственность подрядчика. То есть он изначально делает качественно, потому что ему просто невыгодно делать с браком, чтобы потом, в следующем году, переделать всё за свой же счет, учитывая рост цен на материалы и всего прочего. Это даже нерационально.
– Можно услышать версию, что подрядчики по обслуживанию дорог перебарщивают с солью. Как формируются пропорции пескосоляной смеси? Через какое время после нанесения она убираются с проезжей части? И кто контролирует этот процесс? Действительно, очень распространенная сейчас версия, что дорожные швы лопаются очень быстро, якобы туда соль попадает и «взрывает» дорожное полотно. Имеет ли эта версия под собой реальное обоснование?
– Нет, я не могу согласиться с этой версией, что перебарщиваем с солью. Давайте начнем с того, что содержание это, прежде всего, экономика. Никто не будет сыпать материала больше, чем надо. Потому что последствия какие? Это перерасход материалов, это затраты подрядчика, а контракт у них лимитированный, они не могут себе позволить больше. А если речь идет о дороге, то это тонны материалов. И зачем сыпать больше, если есть норматив, технология?
– А что дешевле: прочистить или солью засыпать?
– Город Псков мы содержим в чистом виде. Почему не добавляем ПСС (пескосоляная смесь – ред.)? Чтобы по весне потом у нас меньше было грязи. Говорить, что подрядчики или ГБУ используют больше соли, химического реагента - неправильно. Реагенты все сертифицированы, они безопасны для животных, людей, для машин в целом. Это все нормированно. И это, прежде всего, ответственность подрядчиков и ГБУ в том числе. У нас есть лаборатория контроля качества, все материалы, которые к нам поступают, мы проверяем на соответствие. Мы заключаем договор с лабораторией, нам проводят независимую экспертизу. Бывает, молва идет, что соль не реагирует, не растворяется снег. Был прецедент, мы специально даже повторно делали лабораторный анализ, который показал, что материал соответствует. Иначе зачем платить за материал, который не работает?
– Вы сказали, что снега вывозили в этом сезоне по понятным причинам достаточно много. По какому принципу выбираются территории, где снег вывозится, где он не вывозится? Мы видим, что есть места, где он складируется и утрамбовывается.
– Обычно снег в городе не складируется и не утрамбовывается. Это вынужденная мера, поскольку выпало много осадков. Техника не справляется, поскольку снежные полигоны не могут принять больше, чем идет машинопоток. Снег с центральных улиц однозначно сразу выгребается и вывозится. Одновременно со второстепенными улицами невозможно это сделать, там сначала чистят борты, а затем в ночную смену убирают снег и там.
– Павел Александрович, вам ГАИ помогает в этой работе? Находите ли понимание у автовладельцев?
– В целом у нас взаимопонимание выстроено, все понимают прекрасно, что чистые улицы – это, прежде всего, безопасность дорожного движения. Поэтому со всеми сотрудниками ГИБДД и УГХ у нас плотное взаимодействие, составляется дополнительный график, где мы планируем в ту или иную смену проводить работы. Надо отдать должное, что и граждане с пониманием относятся. Небольшие эксцессы бывают. Но в целом, я считаю, работа налажена. Именно это говорит о том, что все понимают значимость выполняемых работ. Нет такого, что вы дорожники, а мы сами по себе. Это общая коллективная игра.
– Скажите, пожалуйста, когда начнется аварийный ямочный ремонт? Расскажите об этой технологии. Понятно, что есть сомнения по поводу долговечности такого ремонта, но всякий раз мы говорим, что альтернативы нет. Можно ли что то сделать, кроме ямочного ремонта?
– Ямочный ремонт у нас производится круглогодично. В зависимости от погодных условий применяется та или иная технология. В частности, зимой мы применяли технологию холодного асфальта. Более того, мы не останавливаемся на месте. Сейчас проводится много различных форумов, встреч, презентаций поставщиков. ГБУ постоянно старается посещать такие мероприятия. Мы понимаем, что нагрузки транспорта на дороги растут, вот этот переход температуры плюс на минус, и технологии не стоят на месте. Мы берем пробную партию холодного асфальта, закупаем, запускаем ее и потом мониторим, смотрим, как она продержалась. В апреле перейдем уже на горячий асфальт и другие методы. Работы по ямочному ремонту не прекращаются у нас никогда. Мы как собственники дорог несем ответственность перед гражданами за их имущество, которое может прийти в негодность из-за дорог.
Возвращаясь к зимнему содержанию дорог, я повторюсь, учитывая те силы, средства, мы справились достойно. Коллектив у нас, я считаю, слаженно отработал.
– Расскажите о специфике работы предприятия в районах Псковской области.
– Районы у нас тоже достойно несут эту ответственность, учитывая тот автопарк, который у них есть в наличии. Не буду говорить, что там у нас нет проблем, что мы все успеваем. У нас есть определенный график уборки дорог по их классификации по категориям. Есть районы, где дороги 5-й категорий, куда техника из-за сильного снегопада не успевает доехать, но она все равно приедет, просто немножко с задержкой. Конечно, хотелось бы поставить на каждую дорогу по грейдеру, но, к сожалению, такой возможности нет. Это опять же нагрузка на штат, на саму технику. Но я скажу, что у наших сотрудников не 8-часовой рабочий день, а работа идёт нон-стоп. Исходя из погодных условий, руководители на местах принимают оперативные решения о выводе той или иной техники. По системе ГЛОНАСС виден выезд техники. Не всегда успеваем всё выполнить в том виде, как хотелось бы нашим гражданам, но я заверяю, что у нас никто не сидит сложа руки и не ждёт наступления наиболее благоприятных условий. Мы понимаем, что каждая минута дорога, учитывая оснащенность парка.
– В принципе, мы все понимаем, что чем больше автотрафик на дороге, тем быстрее её убирают. Но у вас есть, что называется, свои каноны, да?
– Есть план уборки дорог по категорийности. Исходя из этого происходит расчистка дорог. Также мы особое внимание уделяем пассажирским перевозкам. Вынужден признать, что задержки общественного транспорта были, но они не носили постоянный характер в этот зимний период. Были только единичные задержки автобусов, все маршруты одномоментно не срывались. Это происходило разово в основном из-за обильных осадков, которые могли идти около суток. Мы выходили, расчищали дороги.
– Какие самые крупные объекты «Псковавтодор» будет ремонтировать в текущем году?
– В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» силами «Псковтодора» планируется привести в порядок 34 километра дорог, на эти цели направят около 900 млн рублей. Это чуть меньше, чем в прошлом году, но мы сделали упор на приведение в нормативное состояние дорог в рамках их содержания – это ещё около 56 километров. Также подрядчики в рамках содержания дорог приведут их в нормативное состояние на 24 километрах. Кроме того, в рамках программы БКД приведут в порядок 15 региональных дорог, а в рамках содействия – ещё 2 дороги. Суммарно выполнение будет на 3 млрд рублей. В этом году планируется запуск 2-й очереди строительства Северного обхода и капремонт мостовых сооружений (319 погонных метров). Программа в этом году насыщенная, объёмы не сбавляются, несмотря на конъюнктуру мировой повестки.
В рамках БКД мы будем ремонтировать с привязкой к асфальтобетонному заводу в Подборовье: участок на автодороге Неелово – Кудина Гора – Печоры; Заянье – Шавково (Стругокрасненский район); Псков – Кислово – Палкино; Остров – Новоржев и другие.
– «Псковавтодор» приобрел новую технику, случились поставки. Какую именно технику приобрели? Такие программы лизинга в текущем году тоже будут?
– Мы приобрели порядка 20 единиц техники, в Пскове и в районах она будет использоваться. Также есть у нас в планах большие задумки приобрести ещё техники. В этом году деньги заложены на реализацию этих планов.
– Муниципальные власти во всех районах и округах начинают вам передавать кое-какие сети наружного освещения дорог. Вот почему так случилось? Такой интересный маневр. Как вы их будете обслуживать, вы вроде бы не электрики?
– Задача поставлена, в целом она понятна. Мы работаем в этом направлении. В настоящее время уже приняли более 600 линий по освещению, остается 300 проблемных. Соответственно, проводится большая работа, в дальнейшем предстоит большой труд по приведению в нормативное состояние, кабели надо будет менять. Будем нанимать подрядчиков, потому что изначально, как правильно вы сказали, мы не электрики, у нас штат на такие потребности не был заложен.
Смысл в том, чтобы одна организация управляла всем. Линии освещения находятся на региональных дорогах, которые обслуживают «Псковавтодор». Для нас сложное решение, потому что это дополнительная нагрузка. Но рациональное зерно в этом есть, потому что, опять же, обслуживаем дороги в рамках содержания. Мы также будем мониторить их освещение. Это же вопросы безопасности. Чтобы избежать в дальнейшем всей этой бюрократической машины, это правильное решение. Поэтому вопрос времени, когда всё приведем в норматив, будем ездить и радоваться освещению и хорошим дорогам.
Беседовала Любовь Кузнецова