«За соблазн, причиненный бывшим клириком Псковской епархии протоиереем Андреем Таскаевым, он запрещен в священнослужении со снятием священнического креста и всех священнических одежд» - такое официальное сообщение распространило сегодня канцелярия Псковского Епархиального управления. Одновременно Андрей Таскаев был снят с должности руководителя паломнической службы «Вертоград» и должности руководителя епархиального информационного центра.
Может быть, это сообщение и прошло не замеченным, если бы не посыпавшиеся вслед, как из рога изобилия, негативные комментарии, скажем так, доброхотов, которые с места в карьер начали обвинять и самого г-на Таскаева, и саму епархию во всех смертных греха. Понятно, что в этой ситуации трудно было удержаться, не позвонив самому Андрею, и не спросить напрямую: что случилось? Ответ на этот вопрос был лаконичен и прост: женился.
- Причем, это сейчас даже нельзя считать новостью, потому что все произошло год назад, - просто ответил Андрей. – Впрочем, без дела я сейчас не сижу: работаю, организовал собственную туристическую фирму.
Поздравив человека с событием, безусловно, радостным (хоть и случившимся относительно недавно) мы расстались, пожелав на прощанье друг другу делового процветания и, естественно, здоровья. Что ж, если вспоминать Божьи заповеди, то отец Андрей (в моем сознании он, наверное, будет навсегда связан с этим духовным званием) исполнил первый и главный завет, данный когда-то в Ветхом завете Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь.
В среде же клириков поступок бывшего священнослужителя был воспринят не иначе, как поступок мужественный и по-своему решительный. С кем бы из святых отцов мне не удалось поговорить на эту тему, практически все сходятся в одном: не избегнув соблазна света, их коллега сделал свой выбор и за этот выбор его, безусловно, можно уважать.
- Так бывает, что некоторые священнослужители, получив приход в довольно юном возрасте, дают обет безбрачия, – комментирует ситуацию один из приходских священников областного центра (по его понятным причинам я не называю его имени – прим. авт. ) - Это серьезное испытание, не все его выдерживают, но в данном случае поступок А. Таскаева, когда он обратился к Владыке с просьбой отпустить его с миром, не может не вызывать уважение. Он трезво взвесил все «pro» и «contra» и остался честен перед собой и, что, на мой взгляд, наиболее важно перед святой церковью. За это его нельзя не уважать.
Из других (неофициальных) источников стало также известно, что Владыка Евсевий не хотел отпускать перспективного богослова, предлагая ему подумать. Говорят, что Андрей даже некоторое время жил в одном из монастырей, и, в конце концов, принял решение. Почему же тогда в официальном сообщении используются такие «страшные» выражения?
- Ничего, как вы говорите, страшного тут нет, просто в русской православной церкви подобные ситуации, когда священника лишают сана, описываются именно в таких выражениях. На самом деле это лишь проформа, не более того, – ответил мой собеседник.
На этом, видимо, можно поставить точку, а всем «комментаторам» - посоветовать: не искать черную кошку в комнате, где ее нет. И, наконец, принять ситуацию такой, какой она есть: жизнь есть жизнь. Каждый человек делает свой выбор, выбирая между благодатью и законом, между организацией и духом, но на то и дал Господь homo sapiens свободную волю, чтобы самому решать: как ему быть. В этой связи трудно не вспомнить выдающегося американского психотерапевта Ирвина Ялома, который в предисловии к своей знаменитой книге «Лечение от любви и другие психологические новеллы» написал: «свобода означает, что человек сам отвечает за свои решения, поступки, за свою жизненную ситуацию».
При этом он предпочитает определение Сартра: «быть ответственным - означает «быть автором». Другими словами, каждый из нас сам является автором своего жизненного замысла. Мы свободны быть какими угодно. И это данность, с которой нужно мириться. Se la vi, как говорят французы.
Юрий Моисеенко