Время «диванной политики» на ПЛН. Свое мнение высказывает обозреватель Юрий Моисеенко. В центре его внимания сегодня - «еще один относительно честный способ отъема денег у населения с помощью принтера».
В канун Дня народного единства у нас две хорошие новости. Первая касается относительно недавнего решения Минпромторга о возвращении (до особого распоряжения) уведомительной системы маркировки лекарств, а вторая связана с окончательным и бесповоротным решением правительства начать маркировать молочную продукцию со следующего года. Сначала это коснется мороженого, пищевого льда, молока и сливок с длительными сроками хранения. Потом дело дойдет до скоропортящихся продуктов. Фермерская продукция попадет под раздачу с октября 2022 года.
Цена вопроса - полтинник
Рядовой потребитель, который по привычке за чистую монету воспринимает пропагандистскую пургу, что несут в режиме 7Х24 федеральные каналы, наверное, удивится и скажет, типа, «какое мне дело до вас до всех…» и, понятно, обмишурится. Потому что люди опытные (именно такие, к слову, и собрались на нашем продавленном диване) отдают себе отчет, что едва ли не любое правительственное начинание при всех его благостных посулах ведет к повышению цен. Например, марочка, которую должны будут приклеить фармацевты на упаковку цитрамона или очередного фуфломицина, хоть и стоит 50 копеек, однако будет вынута из нашего с вами кармана. Плюс стоимость оборудования, трудозатраты по вводу QR-кода – тоже будут отнесены за наш с вами счет. С одной стороны, полтинник не такие сумасшедшие деньги, но, когда ассортимент достигает тысяч и тысяч наименований, но тут уже призадумаешься и откровенно удивишься оборотистости отечественных бизнес-джентльменов, придумавших еще один относительно честный способ отъема денег у населения.
Карикатура Алексея Меринова, «Московский комсомолец»
К этому приватному списку мы вернемся чуть позже, а пока зададимся вопросом: почему правительство вдруг пошло на попятную? В самом деле, может быть, всё прошло бы тихо, да незаметно, если бы по городам и весям не гулял коронавирус, что повлекло за собой ажиотажный спрос на антивирусные препараты. Плюс к тому, программы для считывания QR-кода написали, надо полагать, нынешние косорукие выпускники технических вузов, а верстали всю эту благолепную обдираловку персоны, которые даже не заморачивались, чтобы создать вид заботы о населении. Как следствие лекарства - жизненно необходимые и не очень, дорогие и дешевые, простые и высокотехнологичные – начали массово покидать российский рынок. По сообщениям ряда СМИ, с начала осени с прилавков исчезло примерно 700 позиций. К тому же производители (и российские и зарубежные), поняв, какими могут быть последствия маркировки, отказали себе в «удовольствии» работать в убыток, что - опять же! - отразилось на ассортименте.
По словам первого вице-спикера областного Собрания, председателя комитета по социальной политике Виктора Антонова, каждый день ему поступают сигналы о том, что и в Псковской области не всё благополучно с лекарственными препаратами.
– Нам еще в какой-то мере повезло, что в регионе на аптечных складах был запас медикаментов, поэтому лекарственный кризис нас не коснулся в полной мере, но это не значит, что проблема решена, - считает он.
Полагаю, что депутатскому корпусу (не только нашего региона, но и по Северо-западному федеральном округу) следует взять на контроль этот вопрос, хотя бы потому что проблема не решена, а лишь отсрочена, что не дает повода для самоуспокоения.
Уничтожить, как класс!
Аналогичная история и с «молочкой». Изначально предполагалось, что, типа, проклеив марку, можно проследить весь путь молока от вымени коровы до пакета. Идея, конечно, хорошая, но зачем обывателю знать, как и через какие препоны упаковка добралась до прилавка? Тем более, что процесс бодяживания пальмового масла с вологодским на нем не обозначен. Скорее всего, вся эта суета нужна налоговой службе, чтобы просчитать число посредников и сколько каждый из них заплатит налогов в казну. Что будет со средним и мелким производителем, на плечи которого ложится закупка маркировочного оборудования, иные организационные расходы? – ответ на этот вопроса пока никто не дал. Как считает печорский фермер Анвар Зуфаров, «нам рассказывают, маркировка должна препятствовать распространению контрафакта, однако лично я не вижу связи между качеством того же самого молока и процессом наклеивания марки».
- Зачем вводится маркирование, если нет ни одного (!) подтверждения, что это повышает качество товара. На мой взгляд, подобное нововведение приведет к тому, что мелкий и средний производитель будет уничтожен, как класс. Крупная компания сможет позволить себе эту роскошь – для этого у нее есть оборотные средства, а мелкий собственник просто не потянет такую финансовую нагрузку и вынужден будет уйти с рынка. Хоть перенос даты начала маркировки на более поздний срок новость и хорошая, но решения проблемы по-прежнему нет.
Слова фермера подтверждают и эксперты. Даже в случае переноса сроков обязательной маркировки, отрасль не избежит серьезных потерь. По подсчетам экспертов Национального союза производителей молока («Союзмолоко») в первый год затраты составят не менее 61,3 млрд рублей, а последующие ежегодные расходы отольются, как минимум, в 35,2 млрд рублей. Ранее Союз оценивал, что участникам рынка нужно будет потратить 25 млрд рублей на оборудование для нанесения кодов, а ежегодные затраты на маркировку оценивались в 20 млрд рублей. Расходы же на внедрение новой системы составят от 15–35 тыс. рублей для малых предприятий с объемом переработки до 10 т молока в сутки, а для крупных заводов, перерабатывающих свыше 100 т молока в сутки, от 0,5 до 2 млн рублей. Как следствие, эти затраты, по прогнозам, повлекут повышение розничных цен в среднем на 5-10%, которые коснутся каждого из россиян.
Падай в долю!
В этой связи возникает логичный вопрос: кому на самом деле нужна (а точнее – выгодна) маркировка и откуда «растут ноги» у этого нововведения? Напомним, что еще 5 лет назад экс-премьер Дмитрий Медведев поручил правительству создать Единую национальную систему маркировки продукции для борьбы с контрафактом. Такое ответственное дело было поручено ООО «Оператор – Центр развития перспективных технологий», который является, как говорится на сайте компании, совместным проектом USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и группы компаний «Элвис-Плюс групп», принадлежащей международному венчурному инвестору и IT-предпринимателю некому г-ну Галицкому. Принцип работы системы, которую планировали ввести к 2024 году, прост: каждая единица товара маркируется с помощью уникального кода, а после система фиксирует данные о движениях этой единицы. В том числе, и ее розничной реализации. Данные обрабатываются в единой информационной системе и… всё. Если кто-то увидел в нехитром процессе непримиримую борьбу с контрафактом (ночные засады, погони, эффектные захваты тех, кто бодяжит сметану молоком) – может взять с полочки пирожок. Тем не менее в 2016-м году система уже заработала. Начали с обязательной маркировки меховых изделий, обуви, парфюма, ликеро-водочных. Следующий «бастион» – лекарственные препараты пал в 2017 году. Аптеки, правда, выторговали тогда послабление, что делать они это будут сугубо на добровольной основе, однако нынче за них взялись всерьез, а что из этого вышло – наглядно показал осенний кризис. Говоря о «молочке», которая считается товаром повседневного спроса, необходимо отметить: большинство наблюдателей сходятся в том, что под густо-сладким соусом «заботы о здоровье народном», население на самом деле обкладывают новым налогом. Который прямиком пойдет в карманы… откупщиков*, коими по факту являются граждане, вписавшиеся в это «частно-государственное партнерство». Конечно, кое-что достанется и казне, но дивиденды бенефициаров тоже окажутся не маленькими. Для этого им потребовался лишь принтер, рулон бумаги и умение пролоббировать в правительстве еще один относительный честный способ отъема денег у населения.
Хотя бы потому, что «внедрение системы маркировки приведет к снижению поступлений в региональные бюджеты, а конкурентоспособность российских товаров снизится, потому что при повышении себестоимости вырастет их цена». Но кто же слушал г-на Белова, генерального директора «Союзмолока»? И уж совсем махнули рукой на Людмилу Маницкую, директора «Молочного союза России», которая назвала предлагаемую «маркировку новым налогом… в пользу частной кампании до 36 миллиардов ежегодно». Немаловажная деталь: маркировочная «дань» вводилась не Налоговым кодексом, а распоряжением правительства. Почему? – ответа на этот вопрос тоже пока нет. Принято считать, что в социальном государстве заботу об охране здоровья граждан несет государство, что к слову, подтверждает и Основной закон. Однако, судя по последним манипуляциям с лекарствами и «молочкой», страна «с легкостью невероятной» решила переложить свои обязанности на плечи мелкого и среднего бизнеса, при этом взяв на себя несвойственные ей функции - лоббирование интересов компаний и фирм, которые производят маркировочное оборудование. Повторимся: акцизная марка стоит всего 50 копеек, но если фермер вложится в покупку, установку и монтаж оборудования, то конечная цена товара для покупателя увеличится в разы. Увы, аналогичный пример с внедрением в 2015-м системы «Платон», когда откупщиком выступила компания «РТ-Инвест транспортные системы», с которой было заключено концессионное соглашение сроком на 13 лет, не стало для граждан наглядным уроком политэкономии российского капитализма. Подобный «финт ушами» повторяется и сейчас. При этом олигархи получают своего рода ярлык на княжение – читай, сбор дани в отдельно взятой бизнес-сфере. Нехилое получается кормление. По сути дела пожизненное, если учесть, что в данном случае срок «негоции» не прописан. Тут не на одну, а на несколько яхт хватит: и детям, и внукам, и друзьям-однополчанам. Последнее обстоятельство тоже можно считать хорошей новостью в канун Дня народного единства.
Юрий Моисеенко
* ОТКУПЩИК - лицо, владеющее откупом, т.е. правом в течение обусловленного срока собирать налоги и другие доходы; богатый человек, собственник капитала, средств производства, пользующийся трудом наемных работников.