После Москвы выставка документов «Плен и возвращение. Советские военнопленные в Германии 1941-1945» бросила якорь в Пскове. Теперь до 10 октября экспозиция, развернутая в галерее «ЦЕХ» Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина, каждый день приглашает к себе в гости всех, кто по-настоящему интересуется отечественной историей. Подготовленная Берлинским отъединением KONTAKTE в тесном содружестве с фондом «Историческая память» (Москва), она раскрывает новые, не известные ранее страницы Великой Отечественной войны. Как особо отмечали участники церемонии, для нашего города, который в годы оккупации был превращен в один сплошной лагерь, встреча с прошлым (в канун 70-летия Великой Победы) особенно значима.
По образному выражению г-на Эберхарда Радзувайта, основателя объединения «Контакты», который лично приехал представить выставку псковичам, «судьба советских военнопленных по-настоящему трагическая и во многом неизвестная страница последней мировой войны». Достаточно сказать, что в ее первые месяцы в плену у немцев оказалось почти 6 млн военнослужащих Красной Армии. Половина из - них погибла, не выдержав голода, болезней. Не менее печальной оказалась их судьба и после того, как выжившие были освобождены союзными войсками. Согласно принятой в СССР идеологической доктрине, люди, прошедшие ад фашистской неволи, по возвращении подвергались общественному остракизму. Официально они считались предателями родины. Нет ничего удивительного, что большая их часть плавно из лагерей гитлеровских переправлялась в сталинский ГУЛАГ. Но сначала им пришлось до дна испить чашу гитлеровского плена. Как ВСЕ это было и рассказывает выставка, многие фотоматериалы и документы которой, признаться, не для слабонервных. При их изучении становятся понятными причины той лютой ненависти, которую фашисты испытывали ко всем русским - без исключения. Будь то раненый солдат, женщина, ребенок или человек преклонного возраста. Многое объясняет стенд, составленный из материалов, сфабрикованных «министерством правды» доктора Геббельса. Здесь наглядно демонстрируется, какие понятия о русских вбивались в головы солдат, шагающих на восток. В мировоззрении нацистов любой представитель славянской нации считался опасным и неполноценным чужаком. Был даже придуман специальный термин, который применялся к населению оккупированных территорий - «унтерменш». То есть «некое биологическое создание природы, внешне похожий на арийца с руками, ногами, подобием мозга». Однако, как утверждали создатели этой стройной расовой теории, «в плане духа и души они находятся ниже, чем любое животное».
- Внутри этого существа царит страшная смесь диких страстей: беспредметная тяга к уничтожению, примитивные желания, неприкрытая злоба. Нелюди – больше ничего.
Вся эта идеологическая ахинея методично вбивалась в головы солдат Вермахта, чтобы оправдать физическое уничтожение 30 млн жителей оккупированных территорий Советского Союза. Не даром д-р Геббельс любил повторять: дайте мне газету и я из любого общества сделаю стадо свиней. При этом он обязательно добавлял: дней за сорок. Подтверждение сказанному можно найти в документах о злодеяниях гитлеровских войск на территории нашей, Псковской области (уголовное дело №005/50). Вот всего несколько выдержек оттуда:
- Фашисты издевательски относились к советским военнопленным. Так , 21 июля 1941 года во дворе дома №58 по Витебскому шоссе (Невель – прим. ЮМ.) они расстреляли группу красноармейцев 60 человек и тут же зарыли в двух ямах. На улицах города постоянно слышались винтовочные выстрелы и пулеметные очереди – это расстреливались военнопленные бойцы и командиры Красной Армии.
- Такая же участь ждала и мирное население. Немцы хватали их на улице и в домах и расстреливали без суда и следствия. Таким образом, ими были расстреляны: Ковиков Александр, Галыгина Елена, Зарецкая Софья и Любовь, семья Тумашевич из 5 человек, семья Окуневых из 4 человек и многие другие…
- Особенно лютовал фашистский зверь в августе 1941 года. Немецко-фашистские захватчики и их сообщники согнали группу еврейского населения в загородный парк «Голубая Дача». Там после всяческих издевательств и избиений было зверски расстреляно более 800 человек женщин, детей и стариков, а трупы их были сброшены в ямы вместе с ранеными и живыми грудными детьми в ямы и зарыты в километре от парка в кустарнике. Другая группа населения города около 200 человек была согнана в зареченскую часть города – Петино и там тоже зверски, после долгих мучений все были расстреляны.
А вот что рассказывал очевидец оккупации Пскова священник отец Иван (Иванов):
- С первых же дней захвата города (Пскова – прим. Ю.М.) немцами по улицам его гоняли колонны голодных полуодетых и почти босых наших военнопленных. Жуткую картину представляли эти несчастные страдальцы, двигающиеся, как тени, держащиеся друг за друга от истощения. Не лучше выглядели и мы - «свободные», когда видели своих братьев, умирающих от голода и не имеющие никаких прав и возможности, чтобы оказать им посильную помощь. Здесь же на улице их избивали палками или прикладами, просто расстреливали тех, кто пытался помочь, а кто принимал таковую среди бела дня, на глазах всего народа тоже расстреливали. Также пристреливали и тех пленных, кто не мог от истощения дойти до лагеря. Можно судить, каково было обращения в самих лагерях. Осенью все мужское население города было отправлено в Эстонию, в лагерь, что располагался под Печорами. От голода, холода и побоев, всевозможных пыток и расстрелов много верных сынов своей Родины не вернулись к своим семьям. Также много их погибло казнью на виселицах, которые были устроены на базарной площади.
Базовый критерий оценки любого индивидуума - интеллект. Нацизм поставил на первое место генотип. Несоответствие формы черепа, других антропологических показателей с каноническими (?) было веской причиной для уничтожения «унтерменш». Или, проще говоря, тех, кто говорит по-русски, думает по-русски. Все подробности того, как работала эта машина смерти, можно воочию увидеть на выставке. Можно также узнать и о том, сколько труда и усилий было приложено немецкими антифашистами, которые поставили свой целью разоблачение в глазах европейской общественности нацизма. Достаточно сказать, что в ходе подготовки экспозиции, было опрошено более 7 тысяч бывших советских военнопленных из России, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении, других бывших союзных республик. Их воспоминания и составили основу экспозиции. Как особо подчеркнул г- Радзувайт, эти «люди – свидетели событий, помогли нам в осуществлении не только этой выставки, но и в подготовки программы исторического просвещения в Германии».
- В немецком языке распространено выражение – «учиться на основе истории. Каждое новое поколение немцев должно знать о причинах возникновения фашизма, о том, что сотворили нацисты и их пособники, – убежден гость Пскова.
Хочется подчеркнуть и еще одну особенность случившегося: выставка дает повод протянуть прямые параллели с днем сегодняшним. События на Украине наглядно показали: фашизм – поверженный в мае 1945 года – выжил. Долгие годы прятавшийся по углам и подвалам, он осмелел, вылез на свет Божий и сегодня выступает под вполне невинными для простого обывателя лозунгами. Его возрождение мы наблюдаем на территории «незалежней», где призывы борьбы с коррупцией плавно трансформировались в кричалку - «москаляку на гиляку!». Если рассуждать отстраненно, то крайним можно сделать любого, кто не разделяет либеральнее ценности, кто считает, что демократия не панацея от всех общественных бед, кто читает Пушкина, а не Шевченко и т.д. Была бы идеологическая машина для оболванивания нации.
И последнее, на что хочется обратить внимание…Знакомясь с экспонатами выставки, неожиданно вспомнились мемуары некой г-жи Пирожковой. В годы оккупации она сотрудничала с немцами, работая в одной из фашистских газеток. Бежав с гитлеровцами на запад, она уже в середине 90-х годов прошлого века приезжала в Псков. Встречаясь с журналистами, уже как профессор Мюнхенского университета, многоопытная дама делилась впечатлением о ходе либеральных реформ в России, умалчивая, правда, о подробностях своей жизни в городе-концлагере. На момент фашистского вторжения ей было едва за двадцать и в своих записках, опубликованных через много лет после войны в Германии, она признается, что «оккупация подарила ей свободу слова»:
- … Идея с помощью войны сбросить…страшного Сталина мною овладела полностью. Тогда, я помню, записала: «Надо спасать душу народа».
Как видно из экспонатов выставки, о «душе народа» пеклись многие. Как и какими методами? – наглядно демонстрируют подлинные фотоматериалы и документы, скрупулезно собранные немецкими антифашистами. Чтобы мы не забыли: дорогу в крематорий в любом, даже цивилизованном обществе принято выстилать благими намерениями.
Юрий Моисеенко