Из года в год «дорожная война» между водителями и пешеходами вступает в самую активную фазу во второй половине осени. Октябрь и ноябрь - самое темное время года. Снега нет, на дорогах царит абсолютная темнота. В этом году осень затянулась особенно надолго.
Русская привычка пренебрегать правилами дорожного движения умножается на неосвещенные дороги и короткий световой день. Псковичи предпочитают облачаться в темные одеяния, редкий прохожий на улице одет в яркую одежду. Мало кто носит фликеры или одежду со светоотражающими элементами (хотя люди с фликерами стали встречаться чаще).
Кстати, судя по форумам ПЛН, некоторые люди вообще не знают, что это такое. Пишут: мол, какой толк от фликера, если нет освещения? Специально для темных людей поясняем: фликер отражает свет фар автомобиля. Например, когда вы едете на машине по длинной и темной улице Советской Армии и вдруг издалека замечаете двигающиеся в темноте светящиеся полоски. Это идет человек в спецодежде со светоотражающими элементами. Идущие штаны видно, а их хозяина нет. Зато понятно, куда идут штаны вместе с их носителем.
Лишь немногие псковичи понимают простую истину: каждый сам должен позаботиться о своей безопасности. Не надо ждать, пока ГИБДД научит каждого водителя пропускать пешеходов или пока повсеместно построят надземные - подземные переходы. Не надо выпрашивать на сайте губернатора строительство порталов для мгновенного перемещения в пространстве. Просто носите фликеры (в виде значков от 50 рублей, в виде ленты тоже недорого).
Законодательно обязанность ношения фликеров в России не установлена, в отличие от соседней Эстонии, где так любят проводить выходные многие псковичи. Удивительно, но пока наши власти не догадались прибегнуть к излюбленному способу решения проблемы – переложить все на плечи граждан. Чего бояться-то, выборы вроде нескоро…
Разговоры о необходимости освещения дорог идут несколько лет подряд. Порой водителям в Пскове не хватает даже действующего освещения, чтобы увидеть человека в темной одежде, выбежавшего на переход с неосвещённого тротуара.
Построенные при советской власти линии уличного освещения явно не были рассчитаны на современное интенсивное движение. И про светодиодные лампы и солнечные батареи тогда не слышали.
Часто псковичи жалуются на целые улицы с выключенными светильниками. Например, недавно читатели ПЛН сообщали о неработающем освещении на Октябрьском проспекте.
Нередко имеют место факты утренней экономии электроэнергии, когда в погоне за рациональным расходованием бюджетных средств фонари выключаются затемно, когда только начинает светлеть. А ведь даже 30 тёмных секунд могут сыграть свою коварную роль. Что уж говорить про бедные райцентры, где без фонаря ночью можно переломать ноги?
Близится 100-летие ленинского плана ГОЭЛРО, а на проходящем в Пскове участке федеральной трассы М-20 Петербург – Киев до сих пор нет света. На месте областных руководителей я бы торопил события по освещению опасных мест со скоростью локомотива.
На дороге с интенсивным движением насчитывается около десятка нерегулируемых пешеходных переходов. 22 ноября в темное время суток произошел очередной наезд на пешехода. В 10 метрах от перехода «Додж» сбил женщину, от удара ее отбросило под колеса ПАЗа. Она осталась жива, но получила серьезные травмы.
Через день на сайте губернатора turchak.ru появилось обращение: «Сколько еще людей собьют до того, как там сделают освещение? И готовы ли организации, отвечающие за освещение на этом участке федеральной трассы, оплатить лечение и реабилитацию пострадавшим людям?».
Думаю, к обращению могли бы присоединиться жители деревни Неелово, где проходит федеральная трасса Псков – Рига. Только за один день (20 ноября) там были сбиты два человека (да, один из них в дневное время и на другой дороге, но я не думаю, что это причина не заниматься освещением в Неелово). Вопрос «почему не освещена дорога?» должны адресовать властям жители и других населенных пунктов на оживленных дорогах.
новый светильник в Ершово
В ноябре закончены работы по устройству освещения нескольких переходов на Гдовском шоссе: в Струково, Богданово, Ершово, Елизарово и Знаменке. Осветительные работы были развернуты после смертельного ДТП в Богданово (как и появление дурацких шпал у поворота на Богданово, которые упорно именуются «шумовыми полосами»).
Теперь построенные одиночные светодиодные светильники неплохо подсвечивают зебры. Примечательно, что работают они на солнечных батареях – платить за энергию не надо. Но это только пять переходов на этой дороге и только в одном районе. Остальные переходы или позабыли или оставили до лучших времен. А ведь есть и другие дороги с темными переходами, другие населенные пункты.
Не понимаю, сколько еще лет надо толочь воду в ступе? Почему в нашем регионе, где демографической проблеме уделяется огромнейшее внимание, до сих пор не решена эта проблема? Насколько я понимаю, это одно из главных направлений в региональной политике «человекосбережения». Даже в причинах каждого самоубийства поручили разбираться заместителю губернатора. Что мешает участвовать в федеральных программах на реконструкцию и устройство освещения автодорог? Сколько еще жизней должна забрать дорога, чтобы дали свет?
Денис Бахтин