Депутат Госдумы от ЛДПР, 27-летний Борис Чернышов написал письмо министру просвещения России Ольге Васильевой, в котором предложил снижать зарплаты учителей за случаи агрессии (физической и психической) в отношении учеников. После первого инцидента - на треть, после второго и последующих - в два раза. Цитирую юного жириновца: «мера позволит снизить "градус жестокости" в учебных заведениях, который в последние годы стал настоящей проблемой нашего общества».
Трудно не согласиться с «градусом жестокости» как «проблемой нашего общества» (и школы, в частности). Буквально два дня назад СМИ сообщили, что в Петербурге пожилая учительница избила семилетнюю девочку. У ребенка диагностированы ушибы мягких тканей и сотрясение мозга. Инцидент проверяет прокуратура Приморского района северной столицы.
Людям, близким к школе, особенно учителям и родителям учеников, ясно, как дважды два, что это далеко не единичный случай. Новости о рукоприкладстве педагогов регулярно сотрясают российские школы - неважно, будь то мегаполисы или глубинка. Вот буквально сегодня появилась свежая: «Полиция приступила к проверке сведений об избиении учителем кадетского класса семиклассника одной из школ Яранска Кировской области». А сколько таких случаев просто не становится достоянием гласности и не доходит до СМИ?
И все-таки невозможно не дать оценку инициативе депутата Чернышова: «бред собачий».
Бывший помощник Жириновского не впервые пиарится на школьной теме: ранее он внес законопроект, в котором предлагал принимать юношей со средним специальным образованием в педагогические вузы без экзаменов, дабы увеличить количество мужчин-преподавателей в школах. В марте прошлого года законодательно выступил против Единого государственного экзамена; в ноябре того же года предлагал заменить ЕГЭ так называемой «системой отбора талантов». Теперь вот предлагает наказывать агрессивных учителей рублем.
При этом, позволю себе оценочное суждение, «градус глупости» самого депутата Чернышова зашкаливает, что в очередной раз «прекрасно» характеризует законотворческий уровень нашей Государственной Думы - генерировать из себя либо драконовские, либо дурацкие законопроекты. Ладно, пусть чудит «молодой, да ранний» хайпожор. Но почему его старшие товарищи не поправят? Он ведь позорит не только фракцию ЛДПР, но и весь российский парламент. Не потому ли, что в подавляющем своем большинстве депутаты находятся примерно на одном интеллектуальном уровне с юным жириновцем?
Это был риторический вопрос, а теперь по-существу. Учителю, который позволяет себе насилие над учеником, - подчеркну, не только физическое, но и психологическое, - нужно не зарплату урезать, а просто увольнять из школы с волчьим билетом. Агрессивный учитель — признак вопиющего несоответствия педагогической профессии. С этим тезисом вроде бы согласны все - и родители детей, и сами педагоги.
В жизни, однако, все гораздо сложней. Агрессивность проявляют не только плохие учителя, но и плохие ученики, и часто и их родители. Примеры, опять же, долго искать не надо. В начале январе в Сызрани восьмиклассники избили учительницу физкультуры до потери сознания. Один ударил в лицо, остальные били ногами. Лишь за то, что она вмешалась в драку, пытаясь защитить ученика.
То есть насилие в российских школах — явление обоюдное. Не говоря уж о случаях так называемого шутинга а-ля Колумбайн, как это было прошлой осенью в Керчи, или поножовщины, как в течение прошлого же года в Мурманске, башкирском Стерлитамаке и Спас-Деменске Калужской области. Школа есть всего лишь срез общественных отношений, его духовной атмосферы, и если общество наполнено насилием, то и в школе, как в зеркале, отражаются все общественные недуги. В каждом конкретном случае учительской агрессии нужно разбираться отдельно и в подробностях. Учитель тоже имеет право на презумпцию невиновности в любой конфликтной ситуации. Уверен, что в реальной школе это понимают лучше хайпожоров из Госдумы.
Александр Донецкий