Музыканты симфонического оркестра Псковской областной филармонии боятся в очередной раз остаться без главного дирижера. В коллективе активно обсуждается тот факт, что контракт с действующим дирижером Эдуардом Банько истекает 30 июня, а новый ему до сих пор не предложен. Более того, якобы речь идет о том, что на этом сотрудничество Эдуарда Ивановича с псковскими музыкантами заканчивается. Неслучайно в последнее время в регион зачастил столичный дирижер Николай Хондзинский. Именно он отвечал за 44-й Фестиваль русской музыки, а на предшествующей этому событию пресс-конференции ненароком заместил, что юбилейный фестиваль в следующем году обещает сделать еще интереснее. Конечно, это порождает массу слухов и пересудов.
Оркестр, который только отошел от предыдущей непростой смены руководства, сплотился и начал набирать обороты, конечно, находится в недоумении. Самое ужасное, отмечают музыканты, - с их мнением никто не хочет считаться. В редакцию Псковской Ленты Новостей обратилась «вторая скрипка» Полина Климшина, обозначив не только свою позицию, но и позицию большинства оркестрантов - музыканты хотят и дальше работать с Эдуардом Банько.
Письма с призывами оставить в качестве действующего дирижера Эдуарда Банько за подписью артистов симфонического оркестра Псковской областной филармонии направлены не только директору филармонии Елизавете Барышниковой, но и врио губернатора Псковской области Михаилу Ведерникову, а также председателю госкомитета Псковской области по культуре Жанне Малышевой. Посыл в них один: все 10 лет Эдуард Банько успешно работает с коллективом, хорошо знает специфику работы с симфоническим оркестром Псковской областной филармонии, между оркестром и дирижером существует взаимопонимание. За время его работы профессиональный уровень оркестра вырос, на его концертах хорошая наполняемость зала, отмечают музыканты.
Руководство филармонии с оркестрантами, заметила Полина Климшина, не встречается, и этот болезненный для них вопрос не обсуждает. Более того, музыкантов просто ставят перед фактом, а о своих будущих выступлениях порой они узнают из афиш. Например, о концерте «Музыка в ночи» под руководством все того же Николая Хондзинского. «Такого никогда не было. В интернете мы случайно видим афишу и узнаем, что такого-то числа у нас концерт. Мы не в курсе программы. Нас просто ставят перед фактом. Это очень большой стресс для оркестра. Люди переигрывают, забивают руки, но это никого не волнует», - подчеркнула П. Климшина.
Все их опасения подтвердил и сам Эдуард Банько. Срок заключенного с ним контракта действительно истекает 30 июня. «Насколько я понимаю, планируется назначить руководителем оркестра другого дирижера. Кого - мне неизвестно», - признался Э. Банько.
Предшествовал этому, рассказал дирижер, нелицеприятный разговор с руководством ТКД, в ходе которого в адрес Эдуарда Банько была брошена неоднозначная фраза: «Оркестр у вас звучит неприлично». Что значит это «неприлично», загадка... Профессиональные музыканты и люди, имеющие хоть какое-то отношение к музыке, к примеру, так не считают. И доказательство тому - многочисленные восторженные отзывы, в том числе именитых артистов. Например, Дмитрия Дюжева, который хорошо отзывался о сотрудничестве с псковским оркестром и вновь собирался с ним выступить, но помешали пресловутые финансовые проблемы. Да и заядлые зрители отмечают, что за последние пару лет уровень игры в псковском симфоническом значительно вырос, программы стали разнообразнее и интереснее.
Ни для кого не секрет, что симфонический оркестр Псковской филармонии недоукомплектован. Самый простой способ решения проблемы - приглашение на концерты сильных музыкантов из столиц. Но, в отличии от своих предшественников, Эдуард Банько пытался решать творческие проблемы своими силами. «Наши музыканты способны на достойном уровне делать сложные программы. Пусть это не эталон, но уровень приличный», - уверен дирижер.
Эдуард Банько в псковском симфоническом больше 10 лет, на посту главного дирижера - с 2016 года. Безусловно, самые острые проблемы, которые есть в оркестре (кадры и низкие зарплаты), он пытался решать и раньше. Так, с предыдущим директором филармонии Артемом Татаренко при поддержке заместителя председателя Псковского областного Собрания депутатов Виктора Остренко он разработал концепцию, в которой предложил сделать оркестр губернаторским. К сожалению, презентовать проект из-за смены руководства в регионе не удалось, поэтому сейчас Эдуард Банько рассчитывает на поддержку в этом вопросе врио губернатора Псковской области Михаила Ведерникова. Независимо от того, останется в Псковской области Эдуард Банько или нет, он намерен довести начатое до конца:
Есть еще один проект Эдуарда Банько и симфонического оркестра Псковской филармонии «Псков - Херсонес. У духовных истоков государства российского», призванный привлечь внимание не только к псковскому симфоническому оркестру, но и к культуре Псковщины в целом. Этот проект попал в «Команду 2018», но теперь и его реализация остается под вопросом.
Под вопросом и концерт-закрытие сезона в Псковской филармонии. По словам Эдуарда Банько, несмотря на то, что его программа утверждена еще год назад, по городу уже развешаны афиши, а музыканты активно репетируют, вопрос все равно остается открытым. Предвестник этого - регулярные отмены абонементных концертов в этом сезоне. Так, только за полгода были отменены три концерта. Причины в основном финансовые.
Эдуард Банько подготовил свой план работы на новый сезон, но он, предсказуемо, до сих пор не утвержден. Любители классической музыки помнят, что в конце мая в Пскове уже вовсю анонсировали концерты нового филармонического сезона, начиналась продажа абонементов. Пока же в афише на новый сезон, размещенной на сайте филармонии, лишь Максим Аверин да Сергей Дроботенко. Ни одного концерта симфонического оркестра. «Очень плохо, если абонементная система будет упразднена. Даже если какие-то концерты в рамках абонементов плохо продавались, это не значит, что плоха сама система абонементов. Надо предметно и тщательно подходить к подобным проблемам», - убежден главный дирижер оркестра.
В планах Эдуарда Ивановича, которым уже, видимо, сбыться не удастся, - продолжение проекта «Большой джаз» с участием победителей одноименного проекта на канале «Культура». После первого удачного опыта в прошлом году договоренности на новый сезон уже были достигнуты. На открытии сезона должен был выступить известный на Псковской земле Никита Волов с 3-м концертом Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром. Кое-что интересное придумано и на закрытие сезона 2018-2019 гг. «Я готов продолжать плодотворно осуществлять свою дирижерскую деятельность с симфоническим оркестром Псковской филармонии, если руководство филармонии продлит со мной контракт. Но, боюсь, теперь это зависит не от меня», - подытожил Эдуард Банько.
Ситуацию прокомментировала директор филармонии Елизавета Барышникова. По ее словам, контракт с Эдуардом Банько действительно продлен не будет. Такова позиция руководства, причины пояснять она отказалась:
«Кандидатуры есть, но я бы не хотела раньше времени раскрывать все карты. Пусть это будет новость, которая порадует псковичей и музыкантов», - добавила директор филармонии, а на прямой вопрос, рассматривается ли кандидатура Николая Хондзинского, Елизавета Барышникова ответила однозначно: «Да, конечно».
Практика продажи абонементов, уверяет Елизавета Барышникова, в Псковской областной филармонии сохранится. «Та система абонементов, которая сложилась на сегодняшний день, себя не оправдывает ни с творческой точки зрения, ни с точки зрения экономики. Поэтому мы чуть-чуть сократим абонементы, сделаем их программу более интересной для псковичей. Обязательно останется детский абонемент, и будет два дополнительных. Продажу их планируется запустить в сентябре, потому что, как показывает практика, именно осенью активизируются продажи», - добавила она.
А что касается обсуждения ситуации с коллективом, то Елизавета Барышникова убеждена: «Есть вещи, которые не обсуждаются, а решаются руководством. Должна быть субординация. У каждого свои должностные обязанности».
Что бы кто ни говорил, но ясно пока лишь одно: для псковского симфонического наступают непростые времена. Самое главное сейчас - сохранить его целостность, а в идеале - состав приумножить. Справится ли с этим новое руководство, покажет время.
Светлана Аванесова