Выпускники, успешно освоившие школьную программу и уверенные в своих силах, и высококвалифицированные педагоги поддерживают идею проведения единого государственного экзамена, а учителя-консерваторы и двоечники уверены, что его надо отменить.
Такие данные получил Всероссийский центр изучения общественного мнения по результатам опроса, проведенного в апреле. Как сообщают социологи, помимо отличников положительно к ЕГЭ относится и хорошисты, а также те, у кого брат или сестра успешно сдали госэкзамен. В числе сторонников ЕГЭ также педагоги, готовые повышать свой профессиональный уровень и не боящиеся внешних оценок результатов своей работы, а также выступающие за борьбу с коррупцией - как при выпускных экзаменах в школе, так и при поступлении в вуз.
Поддерживают ЕГЭ и родители, готовые адаптироваться к новым формам обучения своих детей и убежденные, что экзамен облегчает поступление в вуз, мотивирует учителей повышать свою квалификацию, а их детей - более ответственно относиться к обучению.
Среди противников ЕГЭ, как правило, «двоечники, теряющие возможность списать или получить подсказку во время сдачи экзамена, ребята с повышенным уровнем тревожности», а также ученики, считающие, что раньше можно было поступить в вуз за денежное вознаграждение.
Не нравится ЕГЭ и учителям, предпочитающим следовать исключительно старым методам в работе и избегающим каких-либо нововведений. Против ЕГЭ и родители, испытывающие недостаток достоверной информации о порядке проведения такого экзамена и оценке его результатов.
В ходе исследования социологами было выяснено, что в обществе существует глубинное понимание необходимости системных изменений в сфере образования. В этой связи ЕГЭ признается эффективным инструментом выявления проблемных зон в образовании для их качественного улучшения. Кроме того, выпускники этого года единодушны в том, что нервозная обстановка вокруг ЕГЭ создается взрослыми.
Опрос показал также, что учителя особенно отмечают необходимость повышения профессиональной квалификации учительского сообщества для обеспечения успешной сдачи единого госэкзамена школьниками.
Добавим, что в исследовании принимали участие 9 фокус-групп, сформированные из учащихся 9-х и 11-х классов, родителей учеников и учителей, преподающих как обязательные для сдачи предметы, так и предметы по выбору.
Данных о количественном составе сторонников и противников ЕГЭ в материалах ВЦИОМ не приводится. Не указаны также доли респондентов, выступающих за качественные перемены в методике преподавания. В текущем месяце исследование будет продолжено в одном из городов Сибирского федерального округа.